«Организация занятий по физической культуре в детском саду. Двигательная активность ребенка в режиме дня ДОУ.

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения.

Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Такими организационными формами работы являются:

– разные виды занятий по физической культуре;

– физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, упражнения после дневного сна, закаливающие мероприятия;

– активный отдых;

– самостоятельная двигательная деятельность детей;

– занятия в семье.

Традиционно считается, что физкультурное занятие – основная форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам.

Основными целями и задачами занятия являются: формирование двигательных умений и навыков; развитие двигательных (физических) качеств и оптимальной двигательной активности; удовлетворение естественной биологической потребности в движении и тренировке организма с помощью специально-подобранных физических упражнениях, обеспечивающих оптимальные физические нагрузки; воспитание привычки и потребности систематически заниматься физическими упражнениями и разностороннее развитие дошкольников.

В детском саду есть специально оборудованный зал, занятия по физической культуре проводятся в нем. Физкультура проводиться, как с музыкальным сопровождением, так и без него.

Физкультурные занятия проводятся с детьми, начиная с 2-летнего возраста. Занятия проходят 3 раза в неделю. Спортивная форма на занятиях – это обязательное условие их проведения.

Для занятий подбираются упражнения, разные по назначению, двигательному содержанию и физическим нагрузкам – основные движения; общеразвивающие (ОРУ), строевые и спортивные упражнения, а также подвижные игры.

В практике работы с дошкольниками принята форма занятия, состоящая из 3-х частей:

1. Вводная часть – должна обеспечить организацию детей, активизацию внимания, подготовку организма к выполнению более сложных упражнений.

2. Основная часть, в которой реализуется главные образовательные задачи, состоит из общеразвивающих упражнений (ОРУ, основных видов движений (или спортивных упражнений) и подвижной игры.

3. В заключительной части следует обеспечить переход от интенсивных движений к спокойным. С помощью подбора специальных упражнений педагог постепенно снижает нагрузки на организм и через 3-5 минут после окончания занятия приводит работу органов и систем в первоначальное состояние. Такими упражнениями являются малоподвижные игры, спокойная ходьба, упражнения на релаксацию.

Утренняя гимнастика – обязательная часть ежедневного режима ребенка в детском саду, в семье. Значение утреней гимнастики многообразно: она повышает жизнедеятельность организма, растормаживает нервную систему после сна, сокращает время перехода от сна к бодрствованию.

Утренняя гимнастика воспитывает у детей внимание, целеустремленность, способствует повышению умственной деятельности, вызывает эмоции и радостные ощущения.

Физкультминутки – кратковременные (1-2 мин) перерывы на занятиях для выполнения физических упражнений с целью предупреждения утомления, сохранения умственной работоспособности и профилактики нарушений осанки.

Подвижные игры – игры с преобладанием двигательной активности, самый доступный способ закрепления двигательных навыков и формирования физических качеств и способностей.

Физкультурный досуг наполняет жизнь детей эмоциональной, веселой двигательной деятельностью. Содержание досуга составляют знакомые им подвижные игры и физические упражнения.

Главными задачами при проведении физкультурного досуга является создание бодрого, радостного настроения, стимулирование активности каждого ребенка с учетом его индивидуальных возможностей, дифференцированный подход к оценке результатов его действий, предоставление каждому ребенку возможности испытать удовольствие от выполняемых им и другими детьми движений, а также радость от успехов товарища.

Важно так же отметить самостоятельную двигательную деятельность детей в течение всего дня. Она способствует укреплению здоровья, улучшению физического развития, деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной систем, аппарата кровообращения, развитию моторики, физических качеств, повышению работоспособности детей. Поэтому в режиме дня времени для самостоятельной двигательной деятельности детей должно быть в обязательном порядке: во время приема детей, до занятий, в перерыве между занятиями, па прогулке, в вечернее время.

Всякая деятельность детей должна доставлять им радость как от самого процесса, так и от его результата, от совместных действий и переживаний. Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Поэтому подвижные игры и игры-упражнения проводятся ежедневно с целью тренировки, закрепления двигательных навыков. С их помощью на прогулке успешно решаются оздоровительные задачи. Так же подвижные игры способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, развитию положительных чувств. Эмоциональная насыщенность игры повышает двигательную активность, поэтому необходимо, чтобы игра вызывала у детей интерес.

В двигательной активности детей надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Для этого надо иметь данные врачебного осмотра по всем показателям, знать, кто из детей имеет отклонения от нормы физического развития. Подбирая игру, мы учитываем состояние детей, их физическую и психическую нагрузку перед игрой, с тем, чтобы не допускать переутомления. Необходимо наблюдать за физическим состоянием играющих. Внешние признаки: одышка, покраснение лица, усиленное потоотделение служат сигналом для прекращения игры. Особое внимание уделяем частоболеющим детям. Если у них нагрузка увеличилась, то мы даем знать об этом ребенку. Тогда он находится под нашим наблюдением.  Чтобы у детей сохранилось бодрое, жизнерадостное настроение чередуем игровые упражнения, закрепляя то одно, то другие двигательные навыки, распределяем их по времени каждой прогулки. Чтобы не перегружать детей, стараемся подбирать игры по принципу физической нагрузки: игры с бегом; игры, совершенствующие навыки основных движений; игры, успокаивающие дыхание и работу сердца ребенка. Также мы учитываем при проведении игр подвижность детей. Обычно подвижные дети не нуждаются в особом внимании воспитателя. Они используют любые возможности для проявления способности бегать, прыгать, лазать, метать. Малоподвижным детям уделяем больше внимания. Мы стараемся объединять в игре всех детей с разным уровнем развития двигательных умений, потому что возможно взаимное влияние, подтягивание отстающего до уровня сильного. Робкие и нерешительные дети, не умеющие быстро и ловко бегать среди таких же сверстников приобретают уверенность, у них появляется желание научиться действовать активно, быстро.

Инструктор по физической культуре

Третьякова Е.М.

Елена Третьякова

Телефон: 8 (30239) 3-41-85

E-mail: agi-solnyshko@yandex.ru

Адрес: 687000, Забайкальский край, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Бадмажабэ, 17. Написать нам.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять