Применение кинезиологических упражнений на практике в работе с детьми с ОВЗ.

В последнее время все чаще педагогами системы дошкольного, коррекционного образования стали использоваться такие методы, как:  элементы арт-терапии, кинезиологии, хромотерапии, пескотерапии, литотерапии, сказкотерапия и другие. На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Однако учитывая, что большинство методик носят терапевтический характер, мы в своей коррекционно-развивающей работе с детьми используем только элементы предлагаемых нетрадиционных практик. Перед нами возникла задача найти нетрадиционные формы работы, направленные на профилактику и коррекцию нарушений, с опорой на компенсаторные возможности ребенка.

Введение в работу нетрадиционных методов позволяет усовершенствовать коррекционный процесс. Работа с ребенком при нетрадиционных методах коррекции становится динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной, занятия становятся более интересными и эмоционально насыщенными, содействуют созданию условий для всестороннего гармоничного развития. Эффект их применения зависит от компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавать психофизиологический комфорт детям во время образовательной деятельности, предусматривающий «ситуацию  уверенности» их в своих силах. В дополнении к традиционным методам воздействия используем нетрадиционные методы коррекционно-развивающей работы. Любое нарушение развития затрагивает также и двигательную сферу.

И я бы хотела остановиться на одной такой методике, как Кинезитерапия.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.

Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Ими пользовались Гиппократ и Аристотель.

Какие же бывают виды кинезиологических упражнений:

  • Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).
  • Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.
  • Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.
  • При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Оказывается, человеку для закрепления мысли необходимо движение.
  • Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Все упражнения   целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Сочетание движения, музыки и речи является прекрасной базой для развития темпа и ритма движений и речи детей с  ОВЗ. Из всего многообразия музыкальных и двигательных средств наиболее успешно применяются упражнения на различные виды ходьбы, упражнения для развития дыхания и голоса, упражнения на развитие координации движений и речи, игры с предметами и пение. Могут применяться двигательные упражнения без музыкального сопровождения, связанные со словесным, стихотворным ритмом. Специальные игры поводятся как с музыкальным сопровождением, так и без него.

В.А. Сухомлинский в своих трудах писал, «Ум ребенка находится на его пальцах» поэтому работа  начинается с простых упражнений, таких как пальчиковая гимнастика, игры на развитие речи с движениями мы постепенно подходим к кинезиологическим упражнениям. Игровые упражнения  развивают внимание, сообразительность, укрепляют у ребенка двигательный аппарат, его мускулатуру, воспитывает ловкость и решительность

Ниже приведены игровые задания, при помощи которых в организме ребенка происходят положительные комплексно-структурные изменения. Более того, помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга. Движение, сначала совсем простое, а затем все более и более сложное, дает ребенку возможность осваивать мир, общаться с окружающими, а, следовательно, учиться и постигать.

  1. Растяжки
  2. «Снеговик»

Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

  1. «Тряпичная кукла и солдат»

Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими, а суставы очень подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Дети попеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они уже вполне расслабились.

2.Дыхательные упражнения

 «Надуй шарик»

Исходное положение –  лежа на спине. Детям расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе воображаемый шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза – задержка дыхания. Выдох – втянуть живот как можно сильнее. Пауза – вдох, при этом губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

  1. Глазодвигательные упражнения

«Глазки»

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг. Глазами и выдвинутым языком делать совместные движения, вращая их по кругу (из стороны в сторону).

  1. Телесные упражнения
  2. «Мельница»

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

  1. «Паровозик»

Правую руку положить под левую ключицу, одновременно делая 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменять положение рук и повторить упражнение.

3.«Робот»

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

  1. «Поза скручивания».

Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедер притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.

  1. Упражнения на релаксацию
  2. «Дирижер»

Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включается музыка). Дирижируйте всем своим телом, и реагируй на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.

В результате – положительным моментом от проведения кинезиологических занятий является то, что значительно улучшается состояние социальной адаптации и физического здоровья детей с ОВЗ, быстрее формируется самостоятельное передвижение. Движения, которыми дети постепенно овладевают, доказывает, что «лечение движением» – одна из доступных, мягких форм адекватной помощи детям, имеющим нарушения в развитии, направленная на перестройку неблагополучно сложившихся форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, хорошую социальную адаптацию, развитие коммуникативных навыков.

Каждый метод имеет свою особенность, однако важен не сам выбранный метод, а умелый     профессионал, понимающий суть, особенности и побочные эффекты любой из предпочитаемых им технологий. Об этом не раз упоминал в своих работах кандидат медицинских наук, детский невролог –  реабилитолог М.М.Грейс. Врач считает, что только в умелых руках профессионала, c его знаниями, опытом и умением можно добиться выраженного положительного результата.

Литература:

  1. Альбуханова – СлавскаяК.А.Деятельность и психология личности. – М.: Просвещение, 1999.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А. Медведева, И.Ю.Левченко.
  3. Эмоции человека.- М.: Изд-во Московского университета, 1980. 16. Карманенко Ю.Г., Карманенко Т.Н.
  4. Кукольный театр – дошкольникам.-М.: Просвещение, 1982. 17. Каган М.С.
  5. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. – М.: Просвещение, 1991. 28. Царенко Л.
  6. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова.- М., 1995. 30. Юдина С.Е.
  7. Нетрадицтионные метоы в коррекционной педагогике/ Сост. М.А.Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 349.
  8. Сайт Центра Кинезитерапии Бубновского –www.bubnovski.ru

Админ

Comments are closed.

Subscribe to Our Newsletter

e-mail: agi-solnyshko@yandex.ru

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять