Музыкально-ритмические игры

Методические разработки музыкально-ритмических игр направлены на развитие: эмоциональности, чувства ритма, ощущения музыкальной формы, восприятия, воображения. Музыкальное сопровождение учит детей быть ритмичными, развивает музыкальную память, слух.        

        В музыке под понятием «ритмичность» можно понимать следующее: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуют красочные ритмичные рисунки.

        Предлагаемый дидактический материал объединяет музыкально- дидактические игры на развитие у детей слуха, ритма, музыкального творчества. Я искренне желаю, чтобы эти игры помогли в работе с детьми, разнообразили музыкальные занятия, приобщили детей к миру музыки.

СТАРШАЯ ГРУППА

(5-6 ЛЕТ)

МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР»

        Подготовительная работа:   подбор  ударных инструментов  (бубен,

        колокольчики, ксилофон, металлофон, треугольник и др.), а также

 сюжетов         сказок.

        Цель: активизация интереса детей к различным видам

инструментов. Формирование ритмического мышления. Развитие

фантазии и тренировка памяти.

        Ход игры: 

дети должны рассказать сказку, используя ударные инструменты.  

* Каждый участник игры представляет свой инструмент.

* Педагог предлагает сказочный сюжет, а дети подбирают

инструмент, подходящий по звучанию каждому герою

сказки, а затем и нужный ритмический рисунок.

Например: Карабас-Барабас  –  бубен,

                   Буратино – ксилофон,

                   Мальвина – колокольчик,

                   Пьеро – треугольник,

                   Артемон – трещотка на сильную долю такта.

* Текст сказки озвучивается.

* Педагог забирает у детей все инструменты, которые использовались в сказке. Детей просят отвернуться и на слух заново воспринять рассказанную при помощи инструментов историю (события в ней будут изложены в иной последовательности, а значит, дети создают практически новую историю).

«ВЕСЕЛЫЕ ПОДРУЖКИ»

         

        Цель: развитие чувства ритма.

Демонстрационный материал: плоские фигурки сказочных персонажей их картона (5 шт.), разрисованные в русском стиле. Можно использовать матрешки.

        Раздаточный материал: деревянные ложки по две на каждого ребенка.

        Ход игры: 

фигурки стоят на столе, одна за другой в колонне. Дети сидят полукругом. Звучит русская народная мелодия «Светит месяц».

        «Познакомьтесь, ребята, к нам в гости пришли веселые подружки

        (матрешки). Это: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка,

Маринушка. (Выставляет в одну шеренгу). Они очень любят плясать и

хотят вас научить.

         Вот так умеет Дашенька! (Берет матрешку и выстукивает ритмический

        рисунок. Дети повторяют ритм деревянными ложками. Можно дать в

руки кубики, отхлопать ритм ладошками или притопать ногами. Ритмы

 также могут демонстрироваться детям на фортепиано).

«ГЛАШЕНЬКА УЧИТ ТАНЦЕВАТЬ»

        Цель: развитие чувства ритма.

        Демонстрационный материал: большая кукла, разрисованная в русском

        стиле (высота 65 см). Одна рука прикреплена так, что может двигаться

        вправо-влево. Внизу у кисти приделан кубик так, чтобы он стучал по

 краю сарафана.

Ход игры: 

«Сегодня, ребята, я познакомлю вас с удивительной куколкой Глашенькой. Ох, и плясать-то она искусница! Сама умеет и вас научит! Как она похлопает, так вы и повторяйте (звучит русская народная мелодия «Ах, ты береза»).  

        Дети повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами. Можно взят в

руки ложки, кубики, палочки, бубен. Если разделить детей по подгруппам и дать разные предметы, то получится оркестр.

«ЛЕСНАЯ ПРОГУЛКА»

        Цель: научиться различать тембры инструментов – барабана, бубна,

        металлофона. Развивать музыкально-ритмическое чувство.

        Музыкально-дидактический материал: музыкальные инструменты.

        Игровые пособия: домики плоскостные, где «живут» медведи, зайцы,

        белочки. Настольная ширма. Шапочки «зверей».

Ход игры: 

дети  разделены на три подгруппы. Им надевают на голову

шапочки с изображением зверей. Каждая группа «зверей» располагается в своем домике. На столе ширма, за которой лежат музыкальные инструменты.

        «Сейчас звери лесные будут гулять в лесу. На звуки барабана выйдут  

        погулять медведи, на звуки бубна – запрыгают зайчики, а на звучание

        металлофона – белочки. На лесной прогулке звери друг друга не

обижают, друг другу уступают, а как только зазвучит другой инструмент – на месте остаются, никуда не убегают!»

        Музыкальный руководитель играет на инструментах в разной

        последовательности.  «Зверюшки», в соответствии со звучащим

инструментом, выполняют свои характерные движения. По окончании игры все «звери» должны спрятаться в своих домиках.

«К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ»

Цель:   развивать чувство ритма.

Игровой материал: игрушки бибабо (медведь, зайчик, лошадка, птичка).  Бубен, металлофон, музыкальный молоточек, колокольчик.

Ход игры:

«Сегодня к нам в гости должны придти игрушки». Слышится стук в

дверь. Музыкальный руководитель подходит к двери и незаметно надевает на руку мишку: «Здравствуйте, дети. Я пришел к вам в гости, чтобы с вами играть и плясать. Оля, сыграй мне на бубне, я попляшу». Ребенок ударяет медленно в бубен, мишка в руках ритмично переступает с ноги на ногу. Остальные дети хлопают в ладоши.

        Также обыгрываются и другие игрушки. Заяц прыгает под быстрые удары молоточком на металлофоне, лошадка скачет под четкие ритмичные удары музыкального молоточка или деревянных ложек, птичка летит под звуки колокольчика.

«ЗАЙЦЫ»

Цель:  развивать чувство ритма.

Игровой материал:  изображение леса, полянки. В центре разрез или кармашек, в котором выставляется картинки («Зайцы спят», «Зайцы пляшут»).

Ход игры:

Музыкальный руководитель предлагает детям пойти погулять на полянку. «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете, когда услышите музыку». На диске звучит колыбельная или танцевальная музыка. Ребенок определяет ее характер и вставляет соответствующую картинку в кармашек.

«ПЕТУШОК»

Цель: дать детям понятие, что бывают долгие и короткие звуки.

Игровой материал: большой и маленький петушок.

Ход игры:

Спеть песню «Петушок». Во время пения показать жестом восьмые длительности коротким движением руки вправо, а четверти – более длинным движением тоже вправо. Ребенок поет вместе со взрослым и показывает шаг маленького петушка коротким движением руки, а шаг большого петушка  –  длинным движением.

«БЕЛОЧКА»

        Цель: развивать чувство ритма.

        Ход игры: проговорить с детьми слово «БЕ-лоч-ка». Прохлопать в         ладоши, по коленям ритм. Выложить на фланелеграфе цепочку из

        картинок и ритмично проговорить названия игрушки.

«ТУК-ТУК, МОЛОТКОМ»

        Цель: развивать внимание, чистоту интонирования, чувство ритма.

        Ход игры: 

        выбрать ребенка на роль «строителя». Надеть ему каску.

Музыкальный руководитель поет песню и стучит кулаком о кулак на сильную долю такта.  «Строитель» и дети стараются стучать так же.

        Тук-  тук, мо – лот – ком

        мы по – стро – им но – вый дом.

Выбрав нового «строителя», повторить упражнение, отстукивая ритм. Музыкальный руководитель должен обратить внимание детей на то, что они споют песенку тихо, «тоненько» от другого, более высокого звука.

        Как усложнение:

        1)  и дети, и «строитель» отстукивают свою ритмическую

        партию по строчкам песни;

        2) 1-й «строитель» стучит молотком по дощечке («Тук-тук»), 2-й –

        палочкой по треугольнику.

«ПЕРЕДАЙ РИТМ»

Цель: развивать ритмическое восприятие и музыкальную память.

Ход игры:

Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм следующему ребенку. И тот передает ритм следующему. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши.

        Ведущим может быть музыкальный руководитель. Дети могут сидеть в паровозике на стульчиках.

«КРУЖОЧКИ»

        Цель:

        Ход игры: музыкальный руководитель показывает детям, что большие

         кружки обозначаются «ТА», а  маленькие – «ти-ти». Он выкладывает

        кружочками 2-3 ритмических рисунка. Дети проговаривают слоги,

        прохлопывают, проигрывают на музыкальных инструментах.

Админ

Comments are closed.

Subscribe to Our Newsletter

e-mail: agi-solnyshko@yandex.ru

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять