Инновационный проект “Организация детско – взрослого сообщества «Радость познания»”

                                                               Паспорт проекта

1

Название сообщества

«Радость познания»

 

2

Тема  проекта

Развитие  форм взаимодействия с родителями   в образовательно-воспитательном процессе  ДОУпутем привлечения их творческого потенциала.   

3

Цель проекта

Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей.

4

Участники программы

 Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, руководитель ИЗО – студии, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалисты службы сопровождения.

5

Ожидаемые результаты

Раскрытие творческого потенциала родителей и детей, установление партнерских отношений между родителями и ДОУ. Повышение уровня   компетентности  родителей и воспитателей.

6

6

Формы работы

  • Занятия на основе творческого потенциала родителей по интересам детей.
  • Мастер-классы.
  • Экскурсии.
  •  Акции.
  • Создание мини-музеев.
  •  Конкурсы.
  • Выставки.
  • Презентации.

 

Стратегия проекта:

 

    Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, руководитель ИЗО – деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалисты, воспитатели.

 

Тип проекта : практико- ориентированный.

 

Актуальность:

В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда   для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации и индивидуализации.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В связи с этим  вЗаконе РФ от 30.12.2012 № 273 “Об образовании” (ст. 44),   указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложитьосновы физического, нравственного и интеллектуального развитияличности ребенка в раннем детском возрасте.

 С введением в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации от 17 октября  2013 г. № 1155),       перед  дошкольным учреждением встают новые задачи,непосредственное вовлечение  родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

  Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединенияпедагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего,создание особой формы общения между родителями и педагогами,которая обеспечит доверительный, деловой контакт. Это возможно лишьв условиях неформального взаимодействия. Для того, чтобы родителистали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

  Исходя из вышесказанного,  мы решили направить свою деятельность на оптимизацию процесса сотрудничества педагогов и родителей в вопросе воспитанияиразвития   дошкольников посредством организации детско – родительского сообщества  «Радость познания».

Детско -родительское  сообщество – является дополнительным компонентом воспитательного процесса и наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.

Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для детского сада.  

  Проблему взаимодействия родителей и детского сада рассматривают в своих работах известные педагоги Н.Ф Виноградова, Л.В. Загик, А.В. Петровский, О.Н. Урбанская, Т.Н. Доронова, Т.В. Кротова и другие.

 Члены семей воспитанников детского сада – представители разных профессий, увлечений, интересов. В каждой группе есть родители, которые способны дать содержательное  образование  для детей, которые могут придать импульс  их развитию. Привлечение потенциала семьи формирует сферу общих интересов, придает неординарность общению, обеспечивает поступательное и эффективное развитие совместной деятельности.

 Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Основой проекта  является создание сети «родительских мастерских» организованное для участников родительского сообщества « Радость познания», представляющих эффективный опыт, участия в совместной деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста.

Темы мероприятий, выбор детско – родительских мастерских формируются    из запросов и интересов детей и творческого потенциала их родителей. Отличительной чертой данного проекта является то, что родители  сами реализуют проект, разрабатывают  взросло – детские  проекты  исходя из своих творческих возможностей и профессиональных интересов.

  Родители являются непосредственными участниками  в их организации и проведении.

Проект детско-родительского сообщества «Радость познания» является вариативным, динамичным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.

 

 

  

Цель проекта:  Развитие творческого потенциала  участников  образовательных отношений  дошкольной образовательной организации. 

Задачи проекта:

  • Выявление интересов  родителей и детей старшего дошкольного возраста
  • Приобщение   родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.
  • Создание условий для реализации собственных идей членов сообщества, способствующих развитию творческого потенциала детей, родителей, педагогов
  •  Повысить педагогическую культуру родителей.

 

 Нормативно-правовая и организационная основа проекта.

 

  •  Закон Российской Федерации  «Об образовании в Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
  • Федеральные государственные стандарты;    дошкольного образования (Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)

Локальные акты

  • Положение о реализации проекта;
  • Приказ о реализации проекта;
  • Договор о сотрудничестве с Агинской национальной библиотекой имени Ц. Жамцарано;
  • Договор о сотрудничестве с окружным краеведческим музеем;
  • Договор о сотрудничестве с музеем природы.

 

            Новизна проекта:

Новизна проекта заключается в привлечении творческого потенциала родителей с целью создания «детско – родительских мастерских», которые являются компонентами детско-родительского сообщества «Радость познания». Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Эту включённость можно обеспечить посредством учета интересов детей и родителей. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом, получать знания и развивать творческий потенциал, чтобы в дальнейшем обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома.  

 

 

              Основными принципами являются:

     

  • принцип практической применяемости педагогических подходов;
  • принцип полноты, необходимости и достаточности содержания;
  • принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей;
  • принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия

        с воспитанниками;

  • принцип добровольности.

 

               Главными функциями детско-родительского сообщества являются:

  • коммуникативная – формирование условий для общения, проведения  мероприятий;
  • предметно – деятельностная – непосредственное решение задач развития личности;
  • социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;
  • социально-культурная – формирование собственной социокультурной среды

 

                Специфика детско-родительского сообщества:

  • членами сообщества являются лица обоих полов, включающие два-три поколения (дети, родители, бабушки и дедушки);
  • по видам деятельности сообщество полифункционально (многообразие видов деятельности определяется интересами участников образовательных отношений   и традициями семей);
  • существенной характеристикой сообщества является их педагогическая и досуговая направленность, что обеспечивает его практико-ориентированность.

 

                 Формы работы:

  • Взросло-детские проекты
  • Родительские мастерские
  • Мастер-классы.
  • Экскурсии.
  • Акции.
  • Создание мини-музеев.
  • Конкурсы.
  • Выставки.
  • Презентации.

 

      Ресурсное обеспечение проекта:

       Материально-техническая база:

  • Центр бурятской культуры «Юрта».
  • Центр «Столярная мастерская».
  • Мини-библиотека «У гнома».
  • Мини-лаборатория «Почемучка».
  • Виртуальный музей   «Фабрика мебели».

 

        Кадровые ресурсы:

  • Воспитатели.
  • Служба сопровождения.
  • Старшие воспитатели.

 

Информационные ресурсы:

  • Интернет.
  • Виртуальные музеи.
  • Методическая литература.

 

 Сроки реализации проекта: 2 года.

Этапы реализации проекта.

1 этап – Подготовительный (январь – май 2014г.)

 Этап реализуется в инвариантном блоке(взаимодействие со всем контингентом родителей).

Инвариантный блок– это фундамент  дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения родителей. В процессе взаимодействия необходимо помочь родителям овладеть системой  педагогических знаний (постановка целей, задач, разработка проектов, тематики «детско – родительских мастерских»), обогатить палитру содержательного взаимодействия с ребенком для его разностороннего развития; приобрести умение применять педагогические знания в практике взаимодействия с детьми.

Задачи:

  • создать условия для организации сообщества;
  • разработать нормативно-правовую базу;
  • изучение особенностей, потребностей семей и детей;
  • выявить творческий потенциал среди родителей для дальнейшего

   взаимодействия и создание «детско – родительских мастерских».

 

Содержание:

  • взаимодействие с родителями на основе личностно –  ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов  детей, путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи;
  • изучение семейных традиций, хобби,   интересов;
  • взаимодействие с родителями через «Академию для родителей»  на

    сайте ДОУ;

  • определение   групп родителей для участия в проекте «Радость познания».

 

Формы и методы: 

Наблюдение, анкетирование, беседы, изучение предложений родителей, обмен опытом, наглядно-информационные, познавательные.

2              этап – Основной (июнь 2014 – август 2015 гг.)

На основе полученных в результате изучения семей данных, формируетсявариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей. Содержание, формы и методы отбираются в зависимости от выявленных особенностей, потребностей и  родительских ресурсов. Основой организации любой формы взаимодействия является принцип добровольности.

Задачи:

  • объединение усилий ДОО и семьи в вопросах воспитания и развития дошкольников;
  • повышение педагогической культуры родителей через организацию различных форм взаимодействия;
  • пропаганда опыта семейного воспитания;
  • укрепление детско-родительских отношений;
  • предоставление родителям возможность реализовывать свой потенциал в проектной деятельности;
  • популяризация деятельности ДОО в образовательном пространстве поселка и района.

 

3       этап – Контрольно-результативный (сентябрь-декабрь 2015 г.)

Заинтересованность и вовлечение   родительского сообщества ДОО  в реализацию проекта детско-родительского сообщества «Радость познания», деятельность  «детско – родительских мастерских»; оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.

Показателями эффективности работы детско-родительского сообщества также являются:

 

  • повышение посещаемости мероприятий;
  • более высокая активность родителей в  образовательном процессе;
  • увеличение количества индивидуальных консультаций педагогов и

 других специалистов;изменение характера запросов при консультировании;

  • удовлетворенность участников образовательных отношений дошкольной образовательной организации.

 

 

Тематическое планирование

 

Предполагаемые темы занятий

Содержание работы

Ответственный

Сроки

Удивительный мир камней

  • Беседа «Ох, уж эти камни!»
  • Экскурсия в музей природы.
  • Продуктивная деятельность – рисунки на камнях.
  • Сенсорные игры с камнями
  • Создание тематического альбома «Волшебный мир камней»

Шойдоров Цырен Балданович (коллекционер камней)

сентябрь

Все работы хороши, выбирай на вкус!

  • Экскурсия на фермерское хозяйство

( беседа о профессии фермера, наблюдение за животными и работой фермера, совместный труд- подкормка животных).

  • Продуктивная деятельность- валяние игрушек  из шерсти.

Морохонов Артур Пунцыкдоржи-

Евич (фермер)

октябрь

В гостях у Карлсона

  • Экскурсия в кондитерский цех, знакомство с технологией приготовления некоторых кондитерских изделий.
  • Продуктивная деятельность- приготовление песочного печенья.
  • Сюжетно- ролевая игра «Кафе Сладкоежка»
  • Шоу «Кулинарный поединок»

Цыденова Елена Владимировна (кондитер)

ноябрь

В мире Самоделкина

  • Посещение виртуального музея «Фабрика мебели»
  • Дизайн кукольной комнаты
  • Работа по изготовлению мебели для куклы Кати
  • Домашнее задание «Реклама – двигатель продаж»
  • Сюжетно-ролевая игра «Салон мебели»

Бороев Зоригто Ринчиндоржиевич (столяр)

декабрь

Книга-источник знаний

  • Экскурсия в библиотеку.
  • КВН «Калейдоскоп сказок».
  • Сочинение рассказов «История одного дня»
  • Изготовление книжек- самоделок
  • Создание мини-музея «Читаем вместе»

Эрдынеева Баирма Батожаргаловна (библиотекарь)

январь

Королева Музыка

  • Музыкальное шоу «Угадай мелодию»
  • Компьютерно-музыкальная игра «Щелкунчик»
  • Музыкальный ринг с воспитанниками

Детского ансабля «Залуу наhаан»

  • Изготовление музыкальных шумовых инструментов из бросового материала
  • Музыкальный бал «В гостях у королевы Музыки»

Токарева Елена Евгеньевна

( музыкант)

февраль

Город цветов

  • Виртуальное путешествие в ботанический сад
  • Создание в уголке природы «Фиалковой поляны», «Кактусова сада», «Гераневой тропинки»
  • Смотр – конкурс на изготовление лучшей икебаны
  • Просмотр миультфильмов «Колокольчик», «Одуванчик»
  • Создание коллективной творческой работы детей «В городе цветов»

Ендонова Арюна Ламожаповна (хобби- цветоводство)

март

Шагай- лодыжки

  • Чтение сказок о домашних животных бурят.
  • Обучение бурятской национальной игре «Шагай».
  • Турнир «Шагай Наадан» между детьми и родителями.
  • Оформление тематического альбома «Шагай Наадан»

Жамбуев Болот Жамьянович.

(победитель соревнований

 «Шагай Наадан»)

апрель

Жить здорово!

  • Посещение виртуальных музеев «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта»
  • Обучение процедурам закаливания «В гостях у доктора Айболита»
  • Изготовление солевых и массажных дорожек
  • Театрализованная постановка «Если хочешь быть здоров – закаляйся!»
  • Выставка рисунков детей на тему «Жить здорово!»

Цыдыпова Цыпылма Цырендашиевна (врач-педиатр)

май

 

Механизмы реализации проекта:

  1. Руководящую роль в организации проекта играют  участники  творческой группы.
  2. Осуществление проекта планируется в тесном взаимодействии с педагогами, родителями и детьми детского сада.
  3. Разработка методических материалов по теме проекта.

 

Механизмы финансирования проекта:

  • спонсорская помощь;
  • добровольные родительские пожертвования.

 

 

п/п

Наименование расходов

Сумма

Виды расходов

1

Информационное обеспечение

3 000

Приобретение  методической литературы, пособий

2

Материально-техническое обеспечение

3000

 

1000

 

1000

 

 

4000

-Приобретение  канцелярских товаров

 -Для реализации проекта «Сладкоежка»

 -Материалы для оформления продуктивной деятельности детей

-ГЗМ – для проведения экскурсий, выстовок.

3

Итого

       12000

 

 

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.

 

Ожидаемые результаты

Ожидаемые эффекты

Повышение профессионального мастерства педагогов    в процессе   проектной деятельности при взаимодействии с родителями 

У 90% педагогов изменится отношение к решению педагогической задачи: Развитие интеллектуально-личностных способностей детей через вовлечение их в проектную и исследовательскую деятельность; 90% педагогов изучат технологию педагогического проектирования и метод проектов в работе с дошкольниками для развития их интеллектуально-личностных способностей и осознают важность развития у воспитанников интегративных качеств личности

Активное вовлечение детей в самостоятельную   деятельность при реализации проекта

Возможность свободного доступа в центры развития   

Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательных отношений

 

Дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и воспитателем, а при   проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства ДОУ

Создание продуктов, которые можно предъявить социуму

Возрастёт уровень продуктов, созданных в ходе проектной и  деятельности, что способствует более успешному позиционированию МДОУ

Реализация научных принципов построения основной общеобразовательной программы

Развитие  детской инициативы, которая является итоговым результатом освоения детьми образовательной программы

Создание детско – взрослого сообщества

Увеличение интенсивности контактов, инициативность родителей

Вовлечение  родителей  в образовательную деятельность детского сада

Изменение активности членов семьи в педагогическом процессе

 

Ожидаемые риски проекта:

 

  •   инертность  родителей участию в деятельности  сообщества;
  •   невысокий  уровень  родительской мотивациик полноценному

  сотрудничеству;

  •  разная степень инициативы при сотрудничестве с ДОО.

 

Предупреждение рисков:

  •  Организация в методическом центре МДОУ «Школы дошкольных наук»  по просвещению и сопровождению родителей  в процессе взаимодействия.
  •  Распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами, воспитателями, старшим воспитателем, заведующей.
  • Оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (сайт ДОО, электронная почта ДОО).
  •  Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей.
  • Добровольность участия  в   работе сообщества.

Перспективы развития проекта:

  • совершенствование инновационной деятельности на основе  федерального государственного образовательного стандарта  дошкольного образования;
  • продолжение работы по повышению педагогической культуры родителей;
  • совершенствование модели дошкольной образовательной организации, как открытого социального института через включение возможности социума в деятельность учреждения; 
  • совершенствование условий для накопленного опыта по взаимодействию

         с родителями; 

  • обобщение материалов опыта работы;
  • подготовка  и издание методического  пособия по реализации проекта.

 

   Практическая значимость проекта: Заключается в том, что основные результаты проекта могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования,  при разработки образовательных программ по улучшению взаимодействия семьи и детского сада. При реализации  проектов, решающих проблему других направлений образовательной деятельности.

 

 

 

Список литературы:

  1. Закон Российской Федерации  «Об образовании в российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
  2. Федеральные государственные стандарты;    дошкольного образования (Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации от 17 октября  2013 г. № 1155)
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
  4.   Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006г.
  5. Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007г.
  6.  Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004 г.

 

Админ

Comments are closed.

Subscribe to Our Newsletter

e-mail: agi-solnyshko@yandex.ru

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять