Всем родителям хорошо известно, что должны делать для ребенка в саду логопед или воспитатель. Но, кто такой психолог? В чем заключается его работа и зачем он вообще нужен в детском саду? Попробуем разобраться с этими вопросами.
Зачастую родители думают, что психолог это что-то промежуточное между психиатром и невропатологом. На самом деле психолог это специальность не медицинская, а педагогическая. Диагнозов психолог не ставит, лечения не назначает. Задача детского психолога обратить внимание и распознать в чем причина других детских проблем, например, таких как замкнутость, агрессия, низкий уровень познавательного развития и т.п.
Свою работу с ребенком психолог ведет только в том случае, если родители дали на то свое письменное согласие.
Деятельность психолога ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку. И, если, в том возникает объективная необходимость, то психолог, может, посоветоватьродителям обратиться к другим специалистам, таким как врач, логопед, социальные службы.
Цель работы психолога в ДОУ – сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их гармоничное развитие в условиях ДОУ, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Так в чем же заключается работа психолога в детском саду?
Деятельность психолога ДОУ осуществляется в следующих направлениях:
- Психологическая диагностика.
- Коррекционно-развивающая работа.
- Психологическое просвещение и профилактика.
- Консультирование.
- Организационно-методическая работа.
Психологическая диагностика в работе психолога.
Психологическая диагностика проводится, прежде всего, с целью выявления проблем в развитии детей и определения путей для их разрешения.
Психодиагностика в учреждении осуществляется по следующим направлениям:
- Познавательная сфера.
- Эмоционально-волевая сфера.
- Коммуникативная сфера.
- Психологическая готовность к школьному обучению.
Психологическая диагностика проводится также и по индивидуальным запросам родителей и педагогов. Данная деятельность включает наблюдение, групповой скрининг и индивидуальную углубленную диагностику. Дети, составившие по результатам скрининга «проблемную» группу проходят курс коррекционно-развивающих занятий.
Коррекционно-развивающая работа.
Адресатом психологической помощи является ребенок. Психологическая помощь организуется по запросу (и его обоснованности) педагогов и родителей или на основании результатов психологической диагностики и рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающая работа проводится в форме индивидуальных или подгрупповых занятий (или занятий в малых группах). Занятия проводятся 1 – 2 раза в неделю, продолжительность курса занятий зависит от объема коррекционно-развивающей программы. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного диагностического обследования.
Основные методы коррекционно-развивающих
воздействий:
• Развивающие игры.
• Продуктивная деятельность.
• Психогимнастика.
• Релаксационные упражнения.
• Упражнения и задания для развития познавательных процессов.
В работе используются коррекционно-развивающие программы разных авторов, которые адаптируются к условиям ДОУ и задачам коррекции.
Консультативная помощь.
Консультативная помощь оказывается родителям и педагогам в индивидуальной форме. Консультации организуются в ДОУ следующими способами:
- по приглашению (по итогам диагностики) с предварительным согласованием удобного для родителей времени,
- по самостоятельному обращению родителей и педагогов.
Психологическое просвещение и профилактика.
С целью психологического просвещения подбирается актуальная и необходимая стендовая информация, организовываются тематические встречи с родителями и выступления на родительских собраниях, разрабатываются конкретные рекомендации родителям и педагогам общей и индивидуальной направленности.
Психологическое просвещение осуществляется следующим образом:
- сайт МАДОУ;
- изготовление печатной продукции;
- размещение информационных стендов;
- привлечение Интернет-ресурсов;
- информирование на родительских собраниях.
Организационно – методическая работа.
- Оформление и заполнение рабочей документации. Анализ и обработка результатов диагностических обследований, написание заключений.
- Составление и написание индивидуально-ориентированных развивающих или коррекционных программ.
- Оформление информации для стендов, памяток и буклетов для родителей, к семинарам, родительским собраниям, педсоветам, консультациям.
- Посещение городских методических объединений.
- Повышение уровня самообразования и квалификации, посещение курсов, семинаров и т.п.
- Написание статистического и аналитического годовых отчетов.
Деятельность психолога ДОУ направлена на всех участников воспитательно-образовательного процесса:
Дети:
– Психологическая диагностика;
– Коррекционно-развивающая работа.
Родители:
– Консультирование;
– Информирование по итогам психологической диагностики и коррекционно-развивающей работы.
Педагоги и другие специалисты:
– Консультирование;
– Взаимодействие с другими специалистами.