Преамбула
1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества
составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации,
Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.
2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.
3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу,
имеющему высшее психологическое образование.
4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.
5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды
деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом.
Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.
6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой
ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и
основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при
соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и
поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.
7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом;
основой применения санкций при нарушении этических принципов
профессиональной деятельности.
I. Этические принципы психолога
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его
профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.
1. Принцип уважения
Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека,
провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.
Принцип уважения включает:
1.1. Уважение достоинства, прав и свобод личности
– Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от
их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.
– Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к
Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны
основываться на данных, полученных научными методами.
Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при
общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не
должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.
– Психолог избегает деятельности, которая может привести к
дискриминации Клиента по любым основаниям.
– Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс,
ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному
положению Клиента и связанных с ним лиц.
1.2. Конфиденциальность
-Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом
на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или
случайному разглашению вне согласованных условий.
-Результаты исследования должны быть представлены таким образом,
чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или
психологическую науку.
– Психодиагностические данные студентов, полученные при их
обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о
Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
-Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен
обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
-Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая
выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
– Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без
присутствия третьих лиц.
-Неконтролируемое хранение данных, полученных при
исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в
целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными
и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.
1.3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента
-Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и
способах использования полученной информации. Работа с Клиентом
допускается только после того, как Клиент дал информированное
согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам
принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно
быть принято его законными представителями.
-Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или
лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог
должен информировать Клиента о возможных рисках и об
альтернативных методах лечения, включая непсихологические.
-Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может
делать только после того, как получит согласие на это со стороны
Клиента. Это положение распространяется и на телефонные
переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями
консультации и телефонными переговорами Психолог может
разрешить только после получения согласия на это со стороны
Клиента.
– Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно
быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в
понятной для него форме о целях, особенностях исследования и
возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях,
чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с
Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том,
что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен
принять все необходимые предосторожности для обеспечения
безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму
возможности непредвиденного риска.
– В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие
информации противоречит задачам проводимого исследования,
Психолог должен принять специальные меры предосторожности для
обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это
возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет
вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после
окончания эксперимента.
1.4. Самоопределение Клиента
– Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной
автономии и самоопределения, включая общее право вступать в
профессиональные отношения с психологом и прекращать их.
-Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной
дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному
развитию, физической независимости. В случае недостаточной
дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом
принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.
– Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для
консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет
юридических противопоказаний).
2. Принцип компетентности
Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень
компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и
своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и
методы, которым обучался и в которых имеет опыт.
Принцип компетентности включает:
2.1. Знание профессиональной этики
-Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области
профессиональной этики и обязан знать положения настоящего
Этического кодекса. В своей работе Психолог должен
руководствоваться этическими принципами.
-Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов
в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен
обеспечить, независимо от их собственной ответственности,
соответствие совершаемых ими действий профессиональным
требованиям.
– Психолог несет ответственность за соответствие профессионального
уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой
работы и настоящего Этического кодекса.
– В своих рабочих контактах с представителями других профессий
Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность
помочь.
2.2. Ограничения профессиональной компетентности
– Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках
собственной компетентности, основанной на полученном образовании
и опыте.
-Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование,
интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое
исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную
(биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов
деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.
– Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы,
наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне,
достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии,
доверия и удовлетворения от общения с Психологом.
-Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения
врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.
2.3. Ограничения применяемых средств
– Психолог может применять методики, которые адекватны целям
проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию
Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики,
кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными,
нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к
контингенту испытуемых.
-Психолог должен применять методы обработки и интерпретации
данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен
определяться научными пристрастиями Психолога, его
общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам
определенного типа, социального положения или профессиональной
деятельности.
-Психологу запрещается представлять в результатах исследования
намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и
некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом
существенной ошибки в своем исследовании после того, как
исследование было опубликовано, он должен предпринять все
возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему
опубликованию исправлений.
2.4. Профессиональное развитие
-Психолог должен постоянно повышать уровень своей
профессиональной компетентности и свою осведомленность в области
этики психологической работы (исследования).
2.5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях
-Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога
преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может
отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен
обеспечить продолжение работы с Клиентом.
-Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность
в случае, когда его способности или суждения находятся под
неблагоприятным воздействием.
3. Принцип ответственности
Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед
своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом.
Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести
ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что
его услуги не являются злоупотреблением.
Принцип ответственности включает:
3.1. Основная ответственность
–Решение Психолога осуществить исследовательский проект или
вмешательство предполагает его ответственность за возможные
научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц,
группы и организации, участвующие в исследовании или
вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние
научной психологии на общественное мнение и на развитие
представлений о социальных ценностях.
-Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и
вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно
велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают
лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица,
ограниченные в своих действиях, а также, если программа
исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает
дееспособность Клиента.
-Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут
к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента,
он должен прекратить вмешательство.
3.2. Не нанесение вреда
-Психолог применяет только такие методики исследования или
вмешательства, которые не являются опасными для здоровья,
состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах
исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех
психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не
имеют отношения к конкретным и согласованным задачам
психологического исследования.
3.3. Решение этических дилемм
– Психолог должен осознавать возможность возникновения этических
дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение.
Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и
другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах,
отраженных в Этическом кодексе.
-В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы
этического характера, он должен обратиться в Этический комитет
Российского психологического общества за консультацией.
4. Принцип честности
Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.
Принцип честности включает:
4.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей
– Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей,
так и возможностей своей профессии. Это условие установления
диалога между профессионалами различных специальностей.
4.2. Честность
-Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая
психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения
оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия
работы, такие как распределение прав и обязанностей между
Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей
психологические услуги) или процедура хранения и применения
результатов исследования.
Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его
деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не
коммерческим принципам.
При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя
в известность о том, что:
– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;
– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует
закон;
– профессиональное руководство его работой может осуществлять
только психолог;
– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований
или требований, нарушающих данный Этический кодекс.
При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст
данного Этического кодекса.
-Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом
услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами
информированного решения о вступлении в профессиональные
отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том
случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений,
отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и
отвечает правилам приличия.
-Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо
определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях
конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать
потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать
эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих
профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать
гарантии результативности оказываемых услуг.
-Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за
направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с
третьими лицами с этой целью.
4.3. Прямота и открытость
– Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им
информацию и избегать ее искажения в исследовательской и
практической работе.
-Психолог формулирует результаты исследования в терминах и
понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои
выводы предъявлением первичных материалов исследования, их
математико-статистической обработкой и положительным
заключением компетентных коллег. При решении любых
психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся
на предварительный анализ литературных данных по поставленному
вопросу.
-В случае возникновения искажения информации психолог должен
проинформировать об этом участников взаимодействия и заново
установить степень доверия.
4.4. Избегание конфликта интересов
– Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в
результате двойственных отношений. Психолог должен стараться
избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или
эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.
-Психолог не должен использовать профессиональные отношения в
личных, религиозных, политических или идеологических интересах.
– Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может
возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с
Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную
ответственность.
-Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения
со своими Клиентами.
4.5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом
-Результаты психологических исследований должны быть доступны для
научной общественности. Возможность неверной интерпретации
должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным
изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть
анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию
науки и им не следует препятствовать.
-Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно
критиковать их профессиональные действия.
-Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению
коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.
– Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально,
он должен указать ему на это конфиденциально.
II. Нарушение Этического кодекса психолога
1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование
изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное
нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.
2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в
Этический комитет Российского психологического общества в письменном
виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и
вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке
Этическим комитетом Российского психологического общества.
3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический
кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского
психологического общества (общественное порицание), приостановление
членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся
широким информированием общественности и потенциальных клиентов об
исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО.
Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в профессиональные психологические ассоциации других стран.
4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.
Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества