Этический кодекс психолога

Преамбула

1. Этический кодекс психолога Российского психологического общества

составлен в соответствии с Конституцией Российской Федерации,

Федеральным законом Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных», Уставом Российского психологического общества, Всеобщей декларацией прав человека, Хельсинкской декларацией Всемирной медицинской ассоциации «Этические принципы проведения медицинских исследований с участием людей в качестве субъектов исследования», международной Универсальной декларацией этических принципов для психологов, Этическим метакодексом Европейской федерации психологических ассоциаций.

2. Консультативным и регулирующим органом Российского психологического общества по вопросам профессиональной этики психолога является Этический комитет Российского психологического общества.

3. В настоящем Этическом кодексе термин «Психолог» относится к лицу,

имеющему высшее психологическое образование.

4. В настоящем Этическом кодексе термин «Клиент» относится к лицу, группе лиц или организации, которые согласились быть объектом психологических исследований в личных, научных, производственных или социальных интересах или лично обратились к Психологу за психологической помощью.

5. Действие данного Этического кодекса распространяется на все виды

деятельности психологов, определенные настоящим Этическим кодексом.

Действие данного Этического кодекса распространяется на все формы работы Психолога, в том числе осуществляемые дистанционно или посредством сети Интернет.

6. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой

ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и

основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при

соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и

поведения, содержащихся в настоящем Этическом кодексе.

7. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом;

основой применения санкций при нарушении этических принципов

профессиональной деятельности.

I. Этические принципы психолога

Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его

профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.

1. Принцип уважения

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод человека,

провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации и международными документами о правах человека.

Принцип уважения включает:

1.1. Уважение достоинства, прав и свобод личности

– Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от

их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

– Беспристрастность Психолога не допускает предвзятого отношения к

Клиенту. Все действия Психолога относительно Клиента должны

основываться на данных, полученных научными методами.

Субъективное впечатление, которое возникает у Психолога при

общении с Клиентом, а также социальное положение Клиента не

должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога.

– Психолог избегает деятельности, которая может привести к

дискриминации Клиента по любым основаниям.

– Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс,

ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному

положению Клиента и связанных с ним лиц.

1.2. Конфиденциальность

-Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом

на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или

случайному разглашению вне согласованных условий.

-Результаты исследования должны быть представлены таким образом,

чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или

психологическую науку.

– Психодиагностические данные студентов, полученные при их

обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о

Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.

-Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен

обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.

-Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая

выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

– Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без

присутствия третьих лиц.

-Неконтролируемое хранение данных, полученных при

исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в

целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными

и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.

1.3. Осведомленность и добровольное согласие Клиента

-Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и

способах использования полученной информации. Работа с Клиентом

допускается только после того, как Клиент дал информированное

согласие в ней участвовать. В случае, если Клиент не в состоянии сам

принимать решение о своем участии в работе, такое решение должно

быть принято его законными представителями.

-Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах или

лечебных действиях. В случае стационарного лечения Психолог

должен информировать Клиента о возможных рисках и об

альтернативных методах лечения, включая непсихологические.

-Видео- или аудиозаписи консультации или лечения Психолог может

делать только после того, как получит согласие на это со стороны

Клиента. Это положение распространяется и на телефонные

переговоры. Ознакомление третьих лиц с видео-, аудиозаписями

консультации и телефонными переговорами Психолог может

разрешить только после получения согласия на это со стороны

Клиента.

– Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно

быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в

понятной для него форме о целях, особенностях исследования и

возможном риске, дискомфорте или нежелательных последствиях,

чтобы он мог самостоятельно принять решение о сотрудничестве с

Психологом. Психолог обязан предварительно удостовериться в том,

что достоинство и личность Клиента не пострадают. Психолог должен

принять все необходимые предосторожности для обеспечения

безопасности и благополучия Клиента и сведения к минимуму

возможности непредвиденного риска.

– В тех случаях, когда предварительное исчерпывающее раскрытие

информации противоречит задачам проводимого исследования,

Психолог должен принять специальные меры предосторожности для

обеспечения благополучия испытуемых. В тех случаях, когда это

возможно, и при условии, что сообщаемая информация не нанесет

вреда Клиенту, все разъяснения должны быть сделаны после

окончания эксперимента.

1.4. Самоопределение Клиента

– Психолог признает право Клиента на сохранение максимальной

автономии и самоопределения, включая общее право вступать в

профессиональные отношения с психологом и прекращать их.

-Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной

дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственному

развитию, физической независимости. В случае недостаточной

дееспособности человека решение о его сотрудничестве с Психологом

принимает лицо, представляющее интересы этого человека по закону.

– Психолог не должен препятствовать желанию Клиента привлечь для

консультации другого психолога (в тех случаях, когда к этому нет

юридических противопоказаний).

2. Принцип компетентности

Психолог должен стремиться обеспечивать и поддерживать высокий уровень

компетентности в своей работе, а также признавать границы своей компетентности и

своего опыта. Психолог должен предоставлять только те услуги и  

методы, которым обучался и в которых имеет опыт.

Принцип компетентности включает:

2.1. Знание профессиональной этики

-Психолог должен обладать исчерпывающими знаниями в области

профессиональной этики и обязан знать положения настоящего

Этического кодекса. В своей работе Психолог должен

руководствоваться этическими принципами.

-Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов

в проведении психодиагностических процедур, Психолог должен

обеспечить, независимо от их собственной ответственности,

соответствие совершаемых ими действий профессиональным

требованиям.

– Психолог несет ответственность за соответствие профессионального

уровня персонала, которым он руководит, требованиям выполняемой

работы и настоящего Этического кодекса.

– В своих рабочих контактах с представителями других профессий

Психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность

помочь.

2.2. Ограничения профессиональной компетентности

– Психолог обязан осуществлять практическую деятельность в рамках

собственной компетентности, основанной на полученном образовании

и опыте.

-Только Психолог осуществляет непосредственную (анкетирование,

интервьюирование, тестирование, электрофизиологическое

исследование, психотерапия, тренинг и др.) или опосредованную

(биографический метод, метод наблюдения, изучение продуктов

деятельности Клиента и др.) работу с Клиентом.

– Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы,

наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне,

достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии,

доверия и удовлетворения от общения с Психологом.

-Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения

врача или согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

2.3. Ограничения применяемых средств

– Психолог может применять методики, которые адекватны целям

проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию

Клиента, условиям эксперимента. Психодиагностические методики,

кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными,

нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к

контингенту испытуемых.

-Психолог должен применять методы обработки и интерпретации

данных, получившие научное признание. Выбор методов не должен

определяться научными пристрастиями Психолога, его

общественными увлечениями, личными симпатиями к Клиентам

определенного типа, социального положения или профессиональной

деятельности.

-Психологу запрещается представлять в результатах исследования

намеренно искаженные первичные данные, заведомо ложную и

некорректную информацию. В случае обнаружения Психологом

существенной ошибки в своем исследовании после того, как

исследование было опубликовано, он должен предпринять все

возможные действия по исправлению ошибки и дальнейшему

опубликованию исправлений.

2.4. Профессиональное развитие

-Психолог должен постоянно повышать уровень своей

профессиональной компетентности и свою осведомленность в области

этики психологической работы (исследования).

2.5. Невозможность профессиональной деятельности в определенных условиях

-Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога

преждевременно прекратить работу с Клиентом и это может

отрицательно сказаться на состоянии Клиента, Психолог должен

обеспечить продолжение работы с Клиентом.

-Психолог не должен выполнять свою профессиональную деятельность

в случае, когда его способности или суждения находятся под

неблагоприятным воздействием.

3. Принцип ответственности

Психолог должен помнить о своих профессиональных и научных обязательствах перед

своими клиентами, перед профессиональным сообществом и обществом в целом.

Психолог должен стремиться избегать причинения вреда, должен нести

ответственность за свои действия, а также гарантировать, насколько это возможно, что

его услуги не являются злоупотреблением.

Принцип ответственности включает:

3.1. Основная ответственность

Решение Психолога осуществить исследовательский проект или

вмешательство предполагает его ответственность за возможные

научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц,

группы и организации, участвующие в исследовании или

вмешательстве, а также непрямой эффект, как, например, влияние

научной психологии на общественное мнение и на развитие

представлений о социальных ценностях.

-Психолог должен осознавать специфику взаимодействия с Клиентом и

вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно

велика в случае, если в качестве испытуемых или клиентов выступают

лица, страдающие от медикаментозной зависимости, или лица,

ограниченные в своих действиях, а также, если программа

исследования или вмешательства целенаправленно ограничивает

дееспособность Клиента.

-Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут

к улучшению состояния Клиента или представляют риск для Клиента,

он должен прекратить вмешательство.

3.2. Не нанесение вреда

-Психолог применяет только такие методики исследования или

вмешательства, которые не являются опасными для здоровья,

состояния Клиента, не представляют Клиента в результатах

исследования в ложном, искаженном свете, и не дают сведений о тех

психологических свойствах и особенностях Клиента, которые не

имеют отношения к конкретным и согласованным задачам

психологического исследования.

3.3. Решение этических дилемм

– Психолог должен осознавать возможность возникновения этических

дилемм и нести свою персональную ответственность за их решение.

Психологи консультируются по этим вопросам со своими коллегами и

другими значимыми лицами, а также информируют их о принципах,

отраженных в Этическом кодексе.

-В случае, если у Психолога в связи с его работой возникли вопросы

этического характера, он должен обратиться в Этический комитет

Российского психологического общества за консультацией.

4. Принцип честности

Психолог должен стремиться содействовать открытости науки, обучения и практики в психологии. В этой деятельности психолог должен быть честным, справедливым и уважающим своих коллег. Психологу надлежит четко представлять свои профессиональные задачи и соответствующие этим задачам функции.

Принцип честности включает:

4.1. Осознание границ личных и профессиональных возможностей

– Психолог должен осознавать ограниченность как своих возможностей,

так и возможностей своей профессии. Это условие установления

диалога между профессионалами различных специальностей.

4.2. Честность

-Психолог и Клиент (или сторона, инициирующая и оплачивающая

психологические услуги для Клиента) до заключения соглашения

оговаривают вопросы вознаграждения и иные существенные условия

работы, такие как распределение прав и обязанностей между

Психологом и Клиентом (или стороной, оплачивающей

психологические услуги) или процедура хранения и применения

результатов исследования.

Психолог должен известить Клиента или работодателя о том, что его

деятельность в первую очередь подчиняется профессиональным, а не

коммерческим принципам.

При приеме на работу Психолог должен поставить своего работодателя

в известность о том, что:

– в пределах своей компетенции он будет действовать независимо;

– он обязан соблюдать принцип конфиденциальности: этого требует

закон;

– профессиональное руководство его работой может осуществлять

только психолог;

– для него невозможно выполнение непрофессиональных требований

или требований, нарушающих данный Этический кодекс.

При приеме Психолога на работу работодатель должен получить текст

данного Этического кодекса.

-Публичное распространение сведений об оказываемых Психологом

услугах служит целям принятия потенциальными Клиентами

информированного решения о вступлении в профессиональные

отношения с Психологом. Подобная реклама приемлема только в том

случае, если она не содержит ложных или искаженных сведений,

отражает объективную информацию о предоставляемых услугах и

отвечает правилам приличия.

-Психологу запрещается организовывать рекламу себе или какому-либо

определенному методу вмешательства или лечения. Реклама в целях

конкуренции ни при каких условиях не должна обманывать

потенциальных Клиентов. Психолог не должен преувеличивать

эффективность своих услуг, делать заявлений о превосходстве своих

профессиональных навыков и применяемых методик, а также давать

гарантии результативности оказываемых услуг.

-Психологу не разрешается предлагать скидку или вознаграждение за

направление к ним нему Клиентов или заключать соглашения с

третьими лицами с этой целью.

4.3. Прямота и открытость

– Психолог должен нести ответственность за предоставляемую им

информацию и избегать ее искажения в исследовательской и

практической работе.

-Психолог формулирует результаты исследования в терминах и

понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои

выводы предъявлением первичных материалов исследования, их

математико-статистической обработкой и положительным

заключением компетентных коллег. При решении любых

психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся

на предварительный анализ литературных данных по поставленному

вопросу.

-В случае возникновения искажения информации психолог должен

проинформировать об этом участников взаимодействия и заново

установить степень доверия.

4.4. Избегание конфликта интересов

Психолог должен осознавать проблемы, которые могут возникнуть в

результате двойственных отношений. Психолог должен стараться

избегать отношений, которые приводят к конфликтам интересов или

эксплуатации отношений с Клиентом в личных интересах.

-Психолог не должен использовать профессиональные отношения в

личных, религиозных, политических или идеологических интересах.

– Психолог должен осознавать, что конфликт интересов может

возникнуть после формального прекращения отношений Психолога с

Клиентом. Психолог в этом случае также несет профессиональную

ответственность.

-Психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения

со своими Клиентами.

4.5. Ответственность и открытость перед профессиональным сообществом

-Результаты психологических исследований должны быть доступны для

научной общественности. Возможность неверной интерпретации

должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным

изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть

анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию

науки и им не следует препятствовать.

-Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно

критиковать их профессиональные действия.

-Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению

коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы.

– Если Психолог считает, что его коллега действует непрофессионально,

он должен указать ему на это конфиденциально.

II. Нарушение Этического кодекса психолога

1. Нарушение Этического кодекса психолога включает в себя игнорирование

изложенных в нем положений, неверное их толкование или намеренное

нарушение. Нарушение Этического кодекса может стать предметом жалобы.

2. Жалоба на нарушение Этического кодекса психолога может быть подана в

Этический комитет Российского психологического общества в письменном

виде любым физическим и юридическим лицом. Рассмотрение жалоб и

вынесение решений по ним осуществляется в установленном порядке

Этическим комитетом Российского психологического общества.

3. В качестве санкций, применяемых к Психологу, нарушившему Этический

кодекс, могут выступать: предупреждение от имени Российского

психологического общества (общественное порицание), приостановление

членства в Российском психологическом обществе, сопровождающееся

широким информированием общественности и потенциальных клиентов об

исключении данного специалиста из действующего реестра психологов РПО.

Информация о применяемых санкциях является общедоступной и передается в  профессиональные психологические ассоциации других стран.

4. В случае серьезных нарушений Этического кодекса Российское психологическое общество может ходатайствовать о привлечении Психолога к суду.

Настоящий Этический кодекс психолога принят “14” февраля 2012 года V съездом Российского психологического общества

Админ

Телефон: 8 (30239) 3-41-85

E-mail: agi-solnyshko@yandex.ru

Адрес: 687000, Забайкальский край, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Бадмажабэ, 17. Написать нам.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять