Задачи группового сбора:
Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта;
Обмен информацией о прошедших или предстоящих событиях, выявление детских интересов;
Решение некоторых обучающих задач: расширение представлений об окружающем, развитие речи, логического мышления и т.д.
Формирование мотивации к предстоящей деятельности;
Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах;
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Особенностью группового сбора является то, что он по сути своей аналогичен интегрированному занятию (решение некоторых обучающих задач).
Структура группового сбора.
Приветствие (пожелания, комплименты, подарки и др.) – 1-2 минуты
Есть много способов приветствия. Оно может быть вербальным и невербальным: в форме приветственного слова (здравствуй, привет, доброе утро и т.п.), четверостишия или короткой коммуникативной игры.
Воспитанники младших групп с трудом могут назвать свое имя. Ежедневное приветствие научит их называть себя и других детей.
Игра (элементы тренинга, пение, кричалка, загадка, другое) -2-5 минут.
Сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому, поэтому игры не должны «превращаться» в учебные действия. Использовать можно разнообразные игры, не требующие большой подвижности: пальчиковые, словесные, игры-цепочки, игры-шутки, а так элементы тренинга, например, психогимнастика. Важно понимать, что игра должна быть желанна, хорошо, если связана с темой обсуждения.
Обмен новостями, беседа – 2 -10 минут
Одной из самых любимых частей группового сбора для детей является обмен новостями — ведь это возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями и интересными событиями. Темы новостей могут быть и свободными, и «заданными». Например, в понедельник традиционно можно проводить «Новости выходного дня».
Что делать, если желающих поделиться новостями много? (Выслушать ответы педагогов)
Всегда возникает проблема, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей. Для решения данной проблемы мы предлагаем детям коллегиально решить, какое количество новостей и кого именно из детей сегодня выслушаем.
Работа с календарем и счет 2 минуты
Дети проговаривают дни недели, время года, отмечают состояние погоды, считают сколько детей присутствует не утреннем сборе, сколько из них мальчиков (девочек), кто отсутствует. Кроме того, дети фиксируют следующие моменты: сколько дней осталось до ближайшего праздника.
Планирование дня (выбор темы, планирование содержания деятельности, планирование видов деятельности) 5-12 минут
Темы проектов могут быть самыми различными, однако темы, основанные на интересах детей, на том, какие события происходят в детском саду и за его стенами, обеспечивает лучшую мотивацию и более успешное развитие. Педагог, который прислушивается к детям, задает им вопросы о том, что их интересует, найдет много тем для организации проектов.
Тема может появиться из окружающей обстановки, важности события (смена сезонов, приближающегося праздника), из новостей (когда дети начинают рассуждать и задавать вопросы друг другу). Интересы детей могут быть достаточно разнообразны. Задача педагога зафиксировать каждую тему и помочь детям сделать собственный выбор.
Иногда выбор темы можно слегка направить в нужное русло, прибегая к таким приемам:
мотивация на основе подхватывания и проговаривания пока еще не оформленных детских идей («Я слышала, что сегодня Иван рассказывал Артему очень интересные факты о микробах, которые он узнал после просмотра научного фильма. Иван, может ты расскажешь об этом всем детям?»)
мотивация на основе зрительного образа (размещение и использование наглядной информации на информационной доске и в помещении группы)
—чтение и предварительные экскурсии и беседы.
Подготовка к проведению группового сбора
Выбор удобного места.
Это место, где можно расположиться всей группой, где дружный кружок не будет мешать, например, помощнику воспитателя, где есть простор для игры и возможности размещения материалов. Желательно, чтобы это место было застелено ковром для гигиеничного и удобного размещения. Как вариант, возможно использование сшитых родителями подушечки для сидения.
Позывные для утреннего сбора.
Каждая группа выбирает для себя собственную традицию для оповещения детей о начале утреннего сбора: веселая музыка, звон колокольчика, речевка. Для сообщения детям о времени сбора педагогу лучше всего не пользоваться голосом, потому что ежедневное, многократное повторение «Дети, собираемся в кружок» лишает ваших воспитанников энтузиазма.
Подготовка рабочей информационной стены.
Сначала подумаем, какую информацию нам нужно будет размещать, что для этого понадобиться, а затем решим, где и как все это удобно разместить.
Во время группового сбора можно работать с календарями и информационными листами, вспоминать стихотворения, рассматривать иллюстрации и предметы. Значит, все эти материалы должны быть размещены на информационной стене, которая становится «рабочей стеной» или «информационным полем».
Материалы будут использоваться на протяжении всего времени знакомства с выбранной темой и постоянно пополняться. Основные требования к организации информационного поля:
информация должна быть размещена на уровне глаз детей;
необходим свободный доступ ко всем материалам.
Вопросы для начала сбора.
(Еще одно подготовительное действие — подбор организующих «ритуальных» вопросов, способствующих установлению и поддержанию социальных контактов, формированию навыков общения.)
Правила.
Выработка и формулировка правил — это важная и необходимая часть образовательной работы в группе, т.к. является инструментом формирования у детей воли и основных норм поведения в обществе.
Основные рекомендации по организации работы с правилами:
— правила независимо от их содержания всегда формулируются позитивно («Бегать и кричать можно на улице» вместо «Не кричи» и «Бегать нельзя»; «Внимательно слушай других» вместо «Не перебивай других» и т.д.);
— правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность;
— правила и их формулировки обсуждаются с детьми (совместное творчество, основанное на педагогической ситуации);
— правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов;
— правила размещаются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения.
Приемы предупреждения нежелательного поведения детей на групповом сборе
Обозначение места каждого ребенка условным значком или предметом
Специальные сигналы «Тишина», «Внимание» и т.д.
Обращение к правилам группы («Один говорит, все слушают»)
Игра – считалка или предмет, передаваемый по кругу и определяющий очередность высказываний
Приемы организации работы в центрах активности
Игра «Поезд»: все двигаются от центра к центру, дети постепенно выбирают центры и остаются в них
«Дорожка выбора»: рулон обоев, на нем обозначены центры и количество детей, которые могут в них заниматься. Ребенок может встать в выбранный центр, или положить игрушку, или что – то нарисовать
Выставка предметов и материалов из разных центров. Ребенок выбирает предмет (центр)
Доска выбора: размещены фотографии, рисунки, символы, обозначающие разные центры
Цветок выбора
Завершающим компонентом группового сбора является презентация деятельности в центрах активности и выбор детьми центра, в котором они будут заниматься.