Ц.Б. Ортонова, старший преподаватель
Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств. Преимущество дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка происходит в игре, а не в учебной деятельности. И главное отличие дошкольного стандарта в том, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.
Переход дошкольных образовательных организаций на новые федеральные государственные образовательные стандарты предполагает поиск наиболее продуктивных форм работы с детьми дошкольного возраста. При выборе современных форм необходимо учитывать актуальные положения ФГОС дошкольного образования организации образовательного процесса:
– учет современной социокультурной ситуации развития ребенка;
-индивидуализация образовательного процесса;
– реализация образовательной программы в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
– реализация образовательных областей через разные виды специфических детских деятельностей;
– поддержка детской инициативы;
– развивающее обучение;
– принцип интеграции образовательных областей [5].
Исходя из основных положений стандарта, наиболее оптимальная модель организации образовательного процесса в современных условиях включает в себя следующее:
– комплексно-тематическая модель;
– предметно-средовая модель;
– ненавязчивая позиция взрослого;
– разнообразие детской активности;
– формы организации образовательного процесса, позволяющие адаптировать детей к постоянно изменяющейся среде;
– свободный выбор деятельности.
Главная особенность организации образовательной деятельности в детском саду на современном этапе – это уход от занятий (которые в основном соответствует учебной деятельности), повышение статуса игровых видов деятельности и включение в процесс эффективных форм работы с детьми. Таким образом, занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Процесс обучения или, иначе говоря, организованная образовательная деятельность существенно отличается от прежнего. Основные отличия:
Организованная образовательная деятельность | |
В виде учебной деятельности | Через организацию детских видов деятельности |
1.Ребенок-объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный, он руководит и управляет процессом. | 1.Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше и опытнее. |
2.Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит) | 2.Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого. |
3.Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения цели. | 3.Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности. Цель – подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности. |
4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная. | 4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка. |
5. Основная форма работы с детьми – занятие. | 5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, коллекционирование, проекты, работа в мастерских, события. |
6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частичном использовании опосредованных). | 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых). |
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облачить учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний. | 7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности. |
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии. | 8. Допускается так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. |
9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей. | 9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса. |
Разнообразие форм совместной деятельности взрослого и детей позволяет решить задачи развития ребенка дошкольного возраста. Рассмотрим некоторые варианты современных форм обучения, которые строятся на основе детских видов деятельности.
1. «Ситуация» – форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет их на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность.
Ситуация подразделяется на естественную и специально-созданную. Естественная ситуация – это педагогическое акцентирование внимания детей на каком-либо событии реальной жизни, коллизии, противоречии, конфликте, следствием которых является анализ способов их разрешения, преодоления, а также непосредственное включение ребенка в нее. Специально созданная ситуация – это преднамеренное моделирование ситуации, в которую включается ребенок, чтобы совершить нравственно ценное действие или поступок. Широкий набор разных ситуаций можно использовать для эффективного общения с детьми, такие как ситуации морального выбора, ситуации общения и взаимодействия, ситуативный разговор с детьми, проблемные ситуации, игровые ситуации и т.д. Принципы формирования ситуаций следующие: доступность содержания, возможности для варьирования содержания, соответствие задачам социализации ребенка-дошкольника, соответствие содержанию деятельности в которую включены дети [3].
Проблемные ситуации социальной направленности:
– Заключают близкую для ребенка жизненную ситуацию, в разрешении которой он принимает мысленное участие.
– Дети выдвигают гипотезы, активно обсуждают проблему, активизируется эмоционально-чувственный опыт детей.
– Основой для создания проблемных ситуаций могут быть литературные произведения, истории из жизни детей и взрослых, их затруднения: что происходит, что случилось, какая возникла проблема, почему возникло затруднение, как преодолеть проблему?
– Дети овладевают поисковыми действиями, умением формулировать свою мысль о способах поиска, предполагаемом результате.
– Основное назначение: развитие творческих способностей детей.
– Потребность в познании в совместной деятельности с педагогом, где происходит освоение новых знаний и способов действий.
Продолжительность ситуаций регулируется согласно возрастным нормам:
– Младшая группа: совместная деятельность: 3-5 минут, самостоятельная деятельность: до 10 минут, режимные моменты: 2-3 минуты.
– Средняя группа: совместная деятельность: 5-7 минут, самостоятельная деятельность: до 15-20 минут, режимные моменты: 3-5 минут.
– Старшая группа: совместная деятельность: 7-10 минут, самостоятельная деятельность: до 25-30 минут, режимные моменты: 5-7 минут.
– Подготовительная к школе: совместная деятельность: 10-12 минут, самостоятельная деятельность: до 30-40 минут, режимные моменты: 5-7 минут [4].
2.«Экспериментирование» – форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними.
«Исследование» – особая форма познавательно-исследовательской деятельности, направленная на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Постановка и решение познавательной задачи осуществляется ребенком с помощью поисковых действий.
Существует несколько форм экспериментирования и исследования. Практическое экспериментирование и исследовательские действия направлены на постижение всего многообразия окружающего мира посредством реальных опытов с реальными предметами и их свойствами. Благодаря практическому экспериментированию дети могут определять плавучесть предметов, свойства воды и луча света, свойства магнита и пр.
Умственное экспериментирование в отличие от практической формы осуществляется только в мысленном плане (в уме). Умственные исследования осуществляются с помощью поиска ответов на поставленные вопросы, разбора решения проблемных ситуаций. Социальное экспериментирование включающее объект изучения и эксперимента, т.е. отношения ребенка с его социальным окружением (сверстниками, другими детьми (более младшими или более старшими), детьми противоположного пола, со взрослыми (педагогами и близкими), проводится с целью поиска новых эффективных форм и способов общения, удовлетворения потребности в самоутверждении, «поиска себя» в разных видах детской деятельности через конструирование, музыку, изобразительную деятельность и пр.
3. «Проектная деятельность» – это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. Проектная деятельность основана на сотворчестве всех участников образовательного процесса.
«Проект» – это отрезок жизни группы, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу, а не просто участвуют под руководством воспитателя в серии связанных одной темой занятий и игр [1].
В группах, реализующих метод проектов, дети занимают позицию полноправных субъектов деятельности тем самым влияют на выбор темы, форм работы в рамках проекта, устанавливают последовательность и общую продолжительность выполнения самостоятельно выбранной деятельности, выступают в роли инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых, реализуют свои интересы, потребности в знаниях, общении, игре и других видах деятельности в основном самостоятельно, принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.
Основные компоненты проектов должны быть детям понятными, привычными и достаточно уверенно воспроизводимыми действиями:
– обязательное обсуждение будущей темы вместе с детьми;
– уточнение того, что дети знают, хотят узнать, предполагают сделать для того, чтобы узнать, а также ведение записей высказываний детей печатными буквами;
– совместное планирование взрослыми и детьми содержания и действий по проекту, ведение записей идей детей (прежде всего) и взрослых (во вторую очередь) с указанием имен;
-подготовка и постоянное пополнение взрослыми предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта);
– внимательное отношение к ежедневным результатам работы по проекту и всемерное их использование в целях обеспечения активных действий следующего дня;
– каждый проект, особенно долгосрочный, многодневный, обязательно предполагает подведение итогов.
4. «Мастерская» – форма организации совместной продуктивной деятельности педагога и детей, в процессе которой создаются индивидуальные и коллективные работы, имеющие четко определенную социальную мотивацию (украшение группы к празднику, изготовление поделок в подарок родным и близким, младшим детям и т.д.).
Мастерская предусматривает определенные позиции как взрослого так и ребенка. Одна из позиций взрослого заключается в обеспечении плавного перехода от организованной деятельности к самостоятельной деятельности. В позиции детей включается планирование порядка и организации совместной деятельности (свободное размещение за столом, общение по поводу деятельности, перемещение по группе по мере необходимости); работа детей в разном темпе, когда объем работы дети определяют сами при обязательном получении результата. Следует учитывать, что мастерская проводится в формате образовательной деятельности (вместо изо-деятельности), так и в режимные моменты (утром, после сна, вечером). Длительность регулируется педагогом, но необходимо придерживаться СанПиН.
5. «Образовательное событие» – это ситуация, которая переживается и осознается ребенком как значимая в его собственном развитии. В этой ситуации ребенок обретает новые знания, развивает способности, себя, вынужден менять стереотипы действий. При этом он является активным участником происходящего, глубоко его переживает и оценивает как событие в своем образовании.
Событийная организация образовательной деятельности в условиях комплексно-тематического планирования расширяет многочисленные возможности для детской практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребенка, в его эмоциональном развитии.
Проектируя события, необходимо учитывать следующие принципиальные моменты:
– В основе события лежит проблемная (игровая) ситуация, актуальная для детей и мотивирующая их на пробы, игры, исследования, открытие нового. Ситуация должна лежать в зоне ближайшего развития, то есть быть актуальной, но не простой, не открываться сразу.
– Планируя событие, необходимо задать множество мест детской инициативы, возможностей выбирать. Это означает, что событие не может быть сценировано и однозначно определено. Событие задается рамочно, общей темой или сюжетом, так, чтобы внутри него были возможны неожиданные детские ходы, проекты, действия.
– Событие разворачивается в разнообразной деятельности, дети действуют в малых и больших группах, работают индивидуально.
– Тематика событий вытекает, с одной стороны, из графика работы детского сада (общие праздники или традиционные для учреждения события), с другой – из соображений поддержки интереса детей. Это значит, что часть событий в плане работы детского сада возникает спонтанно, для этого необходимо оставлять время. Важно следить за разнообразией событий, они должны касаться различных сфер развития и предметных областей, способов деятельности (наблюдение, экспериментирование, проект, игра и т.д.).
– В основе события лежит совместная деятельность взрослых и детей, но не монологическая речь воспитателя.
– Событие содержит момент предъявления результатов деятельности групп детей, совместное обсуждение, проговаривание достижений и трудностей. Обсуждение полезно проводить в кругу, так, чтобы дети видели лица и реакции друг друга [6].
Событийное образование – хорошая альтернатива традиционному способу обучения. Через событие происходит реализация наиболее важных жизненных мотивов детей, и при этом сам процесс образования воспринимается как значимый и захватывающий.
6. «Коллекционирование» – позволяет углублять познавательные интересы детей. Собрать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематические картинки или открытки, камни, звуки, запахи и т.д. Очень увлекает дошкольников коллекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующее оформление тематических альбомов. При организации подобной работы с дошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождается организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции.
Создание совместных детско-взрослых коллекций способствует разрешению противоречия между доминированием игровых и недостаточным развитием познавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована при условии, что в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методы и приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждение вопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристики познания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего?). Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания, развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимости коллекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы, ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное, задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальной деятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
7. «Утренний круг» как форма развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста.
Структура группового (утреннего) сбора включает следующие компоненты: приветствие (инвариант: пожелания, комплименты, подарки); игру (инвариант: тренинг, пение, слушание); обмен новостями; планирование дня (инвариант: выбор темы проекта, презентация центров, формулирование идей, выбор деятельности) [2].
К образовательным результатам Утреннего сбора можно отнести способность ребенка: контролировать свое поведение, устанавливать контакты, выражать свое отношение; выполнять простые правила, следовать простому алгоритму при общении в группе; использовать элементарные нормы общения; сотрудничать (со взрослыми и детьми разного возраста) в предложенных формах.
Таким образом, проектируя образовательный процесс, важно через планирование объединять деятельность воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, логопеда и др. При этом необходимо предусмотреть соответствие содержания деятельности педагогов с учетом тематики, недели, выбора итогового мероприятия, реализации интеграции образовательных задач и видов деятельности, соответствующих форм работы с детьми, устранив повторы и дублирование материала. Использование современных, нетрадиционных форм обучения, развития и воспитания дошкольников будет способствовать формированию интеллектуальной компетентности, креативности и самостоятельности дошкольников, развитию интегративных качеств личности.
Литература:
- Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО. М.: Просвещение, 2015. – 95 с.
- Свирская Л.В. Утро радостных встреч: [метод. пособие] / Лидия Свирская. М.: Изд. «Линка- Пресс», 2010.-240 с.
- Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – М.: ЗАО «МФЦЭР». – №8. – 2015.
- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» – М.: УЦ «Перспектива», 2014.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2014.
- Сайт eurekanet.ru/www/info/ Инновационная образовательная сеть EurekaNet.