Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.
Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.
Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.
Индивидуализация – новый подход к образованию, где изменяется позиция воспитанника – он становится субъектом, а не объектом образования
С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры:
«Здравствуйте, я пришел». Ребенок – личность, член коллектива.
Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.
«Уголок именинника».
Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).
«Паровозик желаний». Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор.
Персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков, «Стул для именника», «Свеча для именниника».
«Звезда дня». Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – оформитель; родители – консультанты.
На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного “Звездой дня”. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной “я-концепции”, развитие самосознания и самооценки
«Мое настроение». Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый.
Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.
Рубрика «Я умею, я люблю, хочу научиться». Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель. Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности.
«СМС – почта». Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный читатель.
Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду
«Я молодец, я научился».
Стенд «Я, какой!», на котором отмечаются качества ребенка (трудолюбивый, добрый, аккуратный). «Мы друзья», стенд где ребенок отмечает своего друга, с кем он дружит, общается. Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Они имеют индивидуальные названия, свои стиль цветового оформления группы, оснащение групповых помещений сюжетной мебелью: например, времена года, космос, морская тематика, оформление стендов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде группы, каждый ребенок имеет личный шкафчик, где написано его имя, данные его родителей, контактные телефоны.
«Ладошки успеха». Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик.
Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения
«Панорама добрых дел». Ребенок – созерцатель, аналитик; воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – информируемый.
Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.
Медали родительской гордости «Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ);
«Орден родительской славы» Ребенок – участник; воспитатель – организатор; родитель – помощник.
На выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков.
Фотосалон «Семейный снимок». Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый.
Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи.
Портфолио ребенка. («Письма из раннего детства»).
Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник.
Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.
Рубрика «Ждем на индивидуальную работу» Воспитатель – организатор; родитель – активный помощник.
Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования.
«Новости дня» Ребенок – соавтор; воспитатель – автор; родитель – информируемый.
Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение.
«Чудо-носочки» (варежки и т. п.) Ребенок – участник; воспитатель – организатор; родитель – помощник.
Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок дошкольника» с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.
«Азбука настроения». Ребенок – аналитик; воспитатель – диагностик.
Получение педагогом обратной связи после деятельности с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер).
«Цветок настроения» Ребенок – участник.
«Вымпел» Размещение на «Вымпеле» фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований.
«Книга рекордов» Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в “Книгу рекордов” Ребенок – участник;
воспитатель по ФИЗО – издатель
«Волшебный цветок мудрости». Ребенок – потребитель, педагог – консультант; родитель – организатор.
В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье».
Творческие мастерские Ребенок – создатель; воспитатель – организатор.
Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов.
Семейные мастер-классы. Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка.
Творческий проект «Мастерим подарки сами» . Ребёнок – активный участник, педагог – организатор.
Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др
Карта-путеводитель. Ребенок – инициатор; воспитатель – помощник
Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.) В игровых комнатах для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором разно-образных карточек по всем видам детской деятельности. Например, в группе «Морячки» дети путешествуют по островкам “Остров размышлений”, «Эко-знайка», «Поиграй-ка», «Домисолька», «Остров сокровищ», «Почитай-ка», «Остров Самоделкина», «Здоровей-ка», «Остров Робинзона» (уголок уединения).
«Деловые хлопоты» Ребенок – активный участник.
Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», «бармен», «гардеробщик», «миротворец», «главный строитель», «директор гаража» и др., предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
«Островок сокровищ». Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник.
Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого.
«Полянка драгоценностей» Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник.
В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.
Письмо ребёнку о любви.
Родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия (время может быть выбрано самим родителем) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, каким они хотят его видеть в будущем. Письмо можно «замуровать» в специальную колбу или коробочку, лично оформленную ребёнком совместно с родителем.
Газеты, детские странички, листовки и знаки. Ребенок – автор.
Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми.
Письмо Деду Морозу Ребёнок. Ребенок – дизайнер, активный участник; воспитатель – консультант.
Совместно с взрослым создаёт письмо-обращение к Деду Морозу, оформляют его средствами художественно-изобразительного творчества.
Макеты. Ребенок – дизайнер; воспитатель – консультант.
Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.
Мини-музеи. Ребенок – создатель; воспитатель – организатор, родитель – соучастник.
Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта.
«Мое творчество». Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник.
Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов).
Детский дизайн-клуб. Ребенок – дизайнер.
Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта («Огород на окне», «Ангелы сна», «Обереги»).
«Ангелы сна». Ребенок, родитель – создатель и выдумщик; воспитатель – соучастник.
«Обереги».
В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем.
У дошкольников также может быть свой ангел сна.
Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения желаний. Помещается в кабинке ребёнка (ламинируется) или в личном ящике «сокровищнице» (при наличии их в группе).
Талисман счастья семьи.
Коридоры, вестибюли, дополнительные площади
Стена «Наша жизнь, наши успехи». Ребенок – гордый созерцатель, воспитатель – организатор.
Используется для демонстрации личных достижений ребенка в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках.
Фотоконкурс «Моя мама – профессионал».
Выставка фотографий к 8 Марта.
Ребенок – гордый созерцатель; воспитатель – организатор. На которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап.
День открытых дверей: «День семьи». Ребёнок и родитель – участники; воспитатель – организатор.
Стены детского творчества. Ребенок – творец; воспитатель – организатор; воспитатель – помощник; родитель – соучастник.
Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления.
Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога.
Стены детско-взрослого творчества
Дизайн-холл. Ребенок и родитель – автор; воспитатель – организатор.
Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей.Серия ярких, эмоционально заряженных фотографий детей. Детской рукой на них написаны простые фразы, отражающие чувства ребенка. Эти плакаты объединены одной доброй идеей:
У тебя есть ребенок, и ты его очень любишь!
Поспеши домой, обними крепко
И в стомиллионный раз скажи ему:
я люблю тебя, я скучал! Давай поиграем!
Стенды «Физкультура в творчестве детей»,
«Мы спортсмены». Ребенок – автор; воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик информационно-методический кабинет.
Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ.
Видеосалон. (мультимедийный проектор, экран, медиотека) Ребенок – зритель, взрослый – организатор; собеседник.
Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций.
Игро-библиотека. Ребенок – потребитель,педагог – библиотекарь, консультант; родитель – организатор.
Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игрыи игрушки, выбрать образцы и схемы макетов.
Центр семейной поддержки ребёнка «От погремушки к знаниям».
Телевизионный клуб для родителей «Любимые игры наших детей».
• Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.
• Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения.
• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.
• Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.
Осуществляется съёмка на заданную тему, используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс для телезрителей, ведётся рубрика «По вашим письмам».
Такие мероприятия оказывают большую помощь родителям в решении проблем семейного воспитания.
Территория дошкольного учреждения:
«Детская дизайн-площадка»
«Песочная мозаика».
Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке , в зимнее время года – на снегу.
Украшение веранд и участков. Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор, наблюдатель.
«Дизайн-территория». Ребенок – потребитель, взрослые – дизайнеры, скульпторы.
Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, “Деревенский уголок”, малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.
«Эко-полянка» .
«Метеоплощадка». Ребенок – исследователь, аналитик; воспитатель – координатор.
Лаборатория под открытым небом”. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность
Маленькие творческие мастерские и островки должны быть наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных
комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям,
а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть
насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими
дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности
сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить
ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.