Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей среды в ДОУ.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего образования становится сам ребенок.

Индивидуализация – новый подход к образованию, где изменяется позиция воспитанника – он становится субъектом, а не объектом образования

 С целью индивидуализации педагогического процесса используются следующие компоненты детской субкультуры:

«Здравствуйте, я пришел». Ребенок – личность, член коллектива.

Размещая утром свою фотографию, ребенок начинает чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых.  

«Уголок именинника».

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития).

«Паровозик желаний». Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор.

Персональная именинная посуда, чудесный мешочек для подарков, «Стул для именника», «Свеча для именниника».

«Звезда дня». Ребенок – центральное лицо в детском коллективе;  воспитатель – оформитель; родители – консультанты.

На самом видном месте вывешивается плакат с фотографией дошкольника, избранного “Звездой дня”. Каждый ребенок группы по очереди должен занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной “я-концепции”, развитие самосознания и самооценки

«Мое настроение».  Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый.

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние.

Рубрика «Я умею, я люблю, хочу научиться». Ребенок – автор; воспитатель – помощник; родитель – читатель. Заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности.

«СМС – почта». Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный читатель.

Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду

«Я молодец, я научился».

Стенд «Я, какой!», на котором отмечаются качества ребенка (трудолюбивый, добрый, аккуратный). «Мы друзья», стенд где ребенок отмечает своего друга, с кем он дружит, общается. Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Они имеют индивидуальные названия, свои стиль цветового оформления группы, оснащение групповых помещений сюжетной мебелью: например, времена года, космос, морская тематика, оформление стендов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде группы, каждый ребенок имеет личный шкафчик, где написано его имя, данные его родителей, контактные телефоны.

«Ладошки успеха». Ребенок – герой дня; воспитатель – аналитик.

 Ежедневное поощрение детей за успехи и достижения

«Панорама добрых дел». Ребенок – созерцатель, аналитик; воспитатель – аналитик, оформитель; родитель – информируемый.

Накопленные в течение месяца достижения дошкольника служат стимулом к его развитию. Для воспитателей и родителей – метод наблюдения за развитием ребенка, его достижениями.

Медали родительской гордости «Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная ладошка, указывается дата поступления в ДОУ);

«Орден родительской славы» Ребенок – участник; воспитатель – организатор; родитель – помощник.

На выпускном вечере; «Медаль гордости» за успехи ребёнка в освоении культурно-гигиенических навыков.

Фотосалон «Семейный снимок».  Ребенок и воспитатель – аналитики; родитель – информируемый.

Поддержание эмоционального отношения к общим событиям и совместным делам с членами семьи. Способствование авторитетного отношения к взрослым членам семьи.

Портфолио ребенка. («Письма из раннего детства»).

 Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник.

Формирование копилки личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

Рубрика «Ждем на индивидуальную работу» Воспитатель – организатор; родитель – активный помощник.

Приглашение ребенка в детский сад в определенное время для индивидуальных занятий с воспитателем или педагогом дополнительного образования.

«Новости дня» Ребенок – соавтор; воспитатель – автор; родитель – информируемый.

Сообщение темы дня, проекта, информация по теме, написанные воспитателем или под его руководством детьми (6–7 лет) и вывешенные на всеобщее обозрение.

«Чудо-носочки» (варежки и т. п.) Ребенок – участник; воспитатель – организатор; родитель – помощник.

Воспитатель поочередно крепит на стенд «носок дошкольника»  с карточкой-заданием для индивидуальных занятий ребенка с родителями дома.

«Азбука настроения». Ребенок – аналитик; воспитатель – диагностик.

Получение педагогом обратной связи после деятельности с ребенком или в определённые отрезки времени (утро, вечер).

«Цветок настроения» Ребенок – участник.

«Вымпел» Размещение на «Вымпеле» фотографии ребенка, ставшего победителем соревнований.

«Книга рекордов» Лучшие спортивные достижения детей (самый высокий прыжок, лучший теннисист, лучший в беге, лучший лыжник и т. д.) заносятся в “Книгу рекордов” Ребенок – участник;

воспитатель по ФИЗО – издатель

«Волшебный цветок мудрости».  Ребенок – потребитель, педагог – консультант; родитель – организатор.

В приёмной выставляется стенд с пустыми лепестками цветка, куда родители вписывают советы, афоризмы и пожелания по обозначенной на сердцевине цветка проблеме: «Детские капризы», «Я знаю, как научить ребёнка самостоятельности», «Чтобы ребёнок не болел», «Как можно провести выходной день», «Лаборатория исследований в нашей семье».  

 Творческие  мастерские Ребенок – создатель; воспитатель – организатор.

Проектирование и изготовление игр и игрушек, атрибутов.

Семейные мастер-классы.  Получение и систематизация информации из опыта семейных технологий воспитания и развития ребёнка.

Творческий проект «Мастерим подарки сами» .  Ребёнок – активный участник, педагог – организатор.

Детская художественно-изобразительная деятельность к событиям (дни рождения, праздник мам и бабушек, День победы и др

Карта-путеводитель. Ребенок – инициатор; воспитатель – помощник

Выбор ребенком вида деятельности (островка, уголка, центра) и соответствующей индивидуальной карточки (перфокарты, схемы, задания, ребусы и др.) В игровых комнатах для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором разно-образных карточек по всем видам детской деятельности. Например, в группе «Морячки» дети путешествуют по островкам “Остров размышлений”, «Эко-знайка», «Поиграй-ка», «Домисолька», «Остров сокровищ», «Почитай-ка», «Остров Самоделкина», «Здоровей-ка», «Остров Робинзона» (уголок уединения).

«Деловые хлопоты»  Ребенок – активный участник.

Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», «бармен», «гардеробщик», «миротворец», «главный строитель», «директор гаража» и др., предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.

«Островок сокровищ». Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник.

Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами), систематизация и изучение собираемого.

«Полянка драгоценностей» Ребенок – коллекционер; воспитатель – помощник; родитель – активный соучастник.

 В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.

Письмо ребёнку о любви.

Родители пишут письмо в стиле обращения к ребёнку в день совершеннолетия (время может быть выбрано самим родителем) с воспоминаниями о его детстве и пожеланиями, каким они хотят его видеть в будущем. Письмо можно «замуровать» в специальную колбу или коробочку, лично оформленную ребёнком совместно с родителем.

Газеты, детские странички, листовки и знаки. Ребенок – автор.

 Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми.

Письмо Деду Морозу Ребёнок. Ребенок – дизайнер, активный участник;  воспитатель – консультант.

Совместно с взрослым создаёт письмо-обращение к Деду Морозу, оформляют его средствами художественно-изобразительного творчества.

Макеты. Ребенок – дизайнер; воспитатель – консультант.

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Мини-музеи. Ребенок – создатель; воспитатель – организатор, родитель – соучастник.

Персональные тематические выставки в мини-музее, подготовленные ребенком и родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта.

«Мое творчество». Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник.

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка на выставках продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов).

Детский дизайн-клуб. Ребенок – дизайнер.

 Детская субкультура в оформлении группы по интересам дошкольников, темам проекта («Огород на окне», «Ангелы сна», «Обереги»).

«Ангелы сна». Ребенок, родитель – создатель и выдумщик; воспитатель – соучастник.

«Обереги».

В некоторых группах у воспитанников есть свой собственный оберег, изготовленный ими и названный необычным именем.

У дошкольников также может быть свой ангел сна.

Родители разрабатывают совместно с детьми семейный талисман, наполняя его понятным только их семье смыслом, например, пожелания здоровья, материального благополучия, исполнения желаний. Помещается в кабинке ребёнка (ламинируется) или в личном ящике «сокровищнице» (при наличии их в группе).

Талисман счастья семьи.

Коридоры, вестибюли, дополнительные площади

Стена «Наша жизнь, наши успехи». Ребенок – гордый созерцатель,  воспитатель – организатор.

Используется для демонстрации личных достижений ребенка в городских, краевых и всероссийских конкурсах, выставках.

Фотоконкурс «Моя мама – профессионал».

Выставка фотографий к 8 Марта.

Ребенок – гордый созерцатель; воспитатель – организатор. На которых мамы сфотографированы на рабочем месте. Нужно показать детям значимость труда мам. Аналогично оформляется выставка с фотографиями пап.

День открытых дверей: «День семьи». Ребёнок и родитель – участники; воспитатель – организатор.

 Стены детского творчества. Ребенок – творец; воспитатель – организатор; воспитатель – помощник; родитель – соучастник.

 Приглашаются родители ребёнка группы в заранее оговоренное время для организации совместной деятельности с детьми группы определённого направления.

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок. В специально отведённом месте размещаются продукты детской деятельности, выполненные в группе, с комментариями педагога.

Стены детско-взрослого творчества

Дизайн-холл. Ребенок и родитель – автор; воспитатель – организатор.

Для проведения временных выставок совместного творчества детей и родителей.Серия ярких, эмоционально заряженных фотографий детей. Детской рукой на них написаны простые фразы, отражающие чувства ребенка. Эти плакаты объединены одной доброй идеей:

У тебя есть ребенок, и ты его очень любишь!

Поспеши домой, обними крепко

И в стомиллионный раз скажи ему:

я люблю тебя, я скучал! Давай поиграем!

 Стенды «Физкультура в творчестве детей»,

«Мы спортсмены». Ребенок – автор; воспитатель по ФИЗО – организатор, аналитик  информационно-методический кабинет.

Используются для выражения ребенком своего отношения к занятиям физической культурой, собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива ДОУ.

Видеосалон. (мультимедийный проектор, экран, медиотека) Ребенок – зритель, взрослый – организатор; собеседник.

Просмотр детьми мультфильмов, образовательных фильмов, мультимедийных презентаций.

Игро-библиотека. Ребенок – потребитель,педагог – библиотекарь, консультант; родитель – организатор.

Возможность взять интересующую ребенка детскую художественную литературу, энциклопедии, развивающие игрыи игрушки, выбрать образцы и схемы макетов.

Центр семейной поддержки ребёнка «От погремушки к знаниям».

Телевизионный клуб для родителей «Любимые игры наших детей».

• Оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста на основе организации игровой деятельности.

• Обучение родителей способам применения различных видов игровых средств обучения.

• Консультирование родителей по созданию развивающей среды в условиях семейного воспитания.

• Ознакомление родителей с современными видами игровых средств обучения.

Осуществляется съёмка на заданную тему, используются статистические данные, проводится соцопрос, готовится конкурс для телезрителей, ведётся рубрика «По вашим письмам».

Такие мероприятия оказывают большую помощь родителям в решении проблем семейного воспитания.

Территория дошкольного учреждения:

«Детская дизайн-площадка»

«Песочная мозаика».

Творчество ребенка и его сотворчество с педагогом по созданию детской субкультуры на земле и песке , в зимнее время года – на снегу.

Украшение веранд и участков. Ребенок – автор, соавтор; воспитатель – соавтор, наблюдатель.

«Дизайн-территория».  Ребенок – потребитель, взрослые – дизайнеры, скульпторы.

Созданные воспитателями скульптуры обитателей морей и океанов, сказочных и мультипликационных персонажей, “Деревенский уголок”, малые формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д.

«Эко-полянка» .

«Метеоплощадка». Ребенок – исследователь, аналитик; воспитатель – координатор.

Лаборатория под открытым небом”. Опытно-экспериментальная, исследовательская деятельность

Маленькие творческие мастерские и островки должны быть наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.

Главная идея дизайнерских разработок по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Админ

Телефон: 8 (30239) 3-41-85

E-mail: agi-solnyshko@yandex.ru

Адрес: 687000, Забайкальский край, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Бадмажабэ, 17. Написать нам.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять