Неконструктивное поведение ребенка:

методы воспитания агрессивных, гиперактивных, демонстративных, застенчивых детей.

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.

Особо бы хотелось остановиться на поведении детей в этом возрасте, на которое накладывает отпечаток характер.

Поведение ребенка – это то, на что, чаще всего жалуются родители, воспитатели, учителя.

Действительно, нарушение поведения – причина многих трудностей в развитии ребенка. Они существенно сдерживают приобретение им навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье. Жизнь такого ребенка протекает в обстановке сплошных конфликтов, многочисленных упреков, порицаний. Он слышит бесконечные требования вести себя «хорошо», «правильно». Нередко к нему применяют психологические и физические наказания. Все это не только не способствует исправлению поведения но еще больше ухудшает его, в конечном счете, может привести к искаженному развитию личности. Начиная со среднего дошкольного возраста у ребёнка формируется определённый поведенческий репертуар, в котором обязательно присутствуют «Любимые» поведенческие реакции и поступки. По мнению американского психолога Э.Берна, механизм здесь таков: в трудных ситуациях ребёнок экспериментирует, используя по очереди различные варианты поведения, и обнаруживает, «что некоторые встречаются в его семье с безразличием или неодобрением, в то время как другие приносят плоды. Поняв это, ребёнок принимает решение, какое поведение он будет культивировать»

В этом случае, важнейшей задачей воспитания встает – развитие произвольного поведения – это повеление осмысленное, которым ребенок может сам управлять, инициативное.

Умение управлять собой дается дошкольникам с большим трудом. Дети в этом возрасте отличаются жесткой зависимостью от воспринимаемой ситуации. Ребенок действует не по своей воле, а по принуждению окружающих вещей и обстоятельств. Именно поэтому, а вовсе не из вредности и непослушания, дети, прекрасно понимая речь взрослых, не всегда выполняют то, о чем их просят. Все дело в том, что речь не сразу становится регулятором поведения для детей. Желая как можно быстрее развить в ребенка способность управлять своим поведением, взрослые нередко прибегают к малоэффективным средствам: читают нравоучения, внушая им тем самым чувство неполноценности; дают массу инструкций, убивая этим его самостоятельность; наказывают за малейшую провинность. Страхом перед наказанием нельзя научить ребенка владеть собой. Приказами и наказаниями можно добиться подчинения, но нельзя научить управлять своим поведением.

В психологии есть такое понятие отклоняющееся поведение, которое проявляется в агрессивности, капризах, несдержанности, гиперактивности, и т.п. основными причинами такого поведения детей старшего дошкольного возраста считают:

  1. особенности нервной системы (происходит быстрый переход от повышенной возбудимости (ребенок истощается) к пассивности, и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности), типа темперамента;
  2. дефицит родительского внимания;
  3. стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
  4. безделье и скука;
  5. незнание правил поведения.

Для усвоения детьми правил поведения большое значение имеют также требования их соблюдать, идущие не только от взрослых, но и от сверстников, от детского коллектива.

Как же научить ребенка управлять своим поведением?

  1. Устанавливайте правила. Правила должны быть изложены четко и определенно (н-р, все должны мыть руки перед едой, или убирать игрушки в ящик, корзину). Правила надо последовательно вводить в жизнь. Правила должны соответствовать уровню развития ребенка (возрасту). Не следует ругать ребенка, н-р, за то, что он рассказывает что он рассказывает выдуманную историю (немного воображения это полезно, если не наносит вред окружающим). Не все аспекты жизни ребенка требуют установления строгих правил. Главное безопасность и уважение им прав других людей (правило 3 нельзя: нельзя причинять вред себе, другим и окружающим вещам).
  2. Избегайте конфликтов. Разумеется если ребенок ведет себя плохо, он нуждается в строгом воздействии. Однако родители могут предусмотреть возникновение многих конфликтов и избежать их. Если убрать хрупкие и опасные предметы подальше от ребенка,там где он не достанет, то не будет необходимости весь день твердить ему: «Не трогай положи на место». Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств по поводу еды. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление (замкнутый круг). Лучше всего – похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда.
  3. Обсуждайте с ребенком его поведение. Н-р, скажите: «У тебя есть привычка разбрасывать вещи (игрушки) по дому, и я мне приходится перешагивать через них. Что мы будем с этим делать? Может ты сам поможешь мне решить, что будет, если ты не уберешь свои вещи (игрушки)? И всегда придерживайтесь этого уговора.
  4. Используйте «тайм – ауты». «Тайм – аут» – классический прием позитивной дисциплины. Им можно пользоваться настолько часто, насколько это необходимо. Это прекрасный способ ограничить действия ребенка, не причиняя ему эмоциональной травмы. Он дает как ребенку, так и родителю возможность успокоиться и избежать конфликта. Но вы не должны отсылать детей просто в комнату, где полно всяких игрушек и интересных вещей, с которыми ребенок может поиграть во время наказания. Выделите стул или кресло для «тайм-аутов», куда ребенок будет отправляться отдохнуть и подумать. Важно действовать незамедлительно, чтобы ребенок понял связь между своим поступком и тайм-аутом. Время на раздумье – 3 минуты. После перерыва ребенок возвращается к игре. Не следует его больше ругать или как-то напоминать ему об этом инценденте.
  5. Постарайтесь исключить эмоции, когда призываете ребенка к порядку, не читайте ему нотации и не спорьте с ним. Делайте то, что считаете нужным: «Таня, я не собираюсь с тобой спорить. Бить других детей нехорошо, я хочу , чтобы ты сейчас подумала о своем поведении. Иди посиди немного в «тихом кресле». Дети твердо должны знать, что любое действие имеет последствие. Хорошие поступки – похвала, одобрение, плохие – наказание. Если ребенок кричит и ведет себя плохо, можно продлить время пребывания в «тихом кресле» (но не более 5-6 минут). Когда время наказания закончится, не забудьте спросить ребенка, понял ли он, за что его отправили на «тихий стул».
  6. Заведите карточку со звездочками или из цветной бумаги сделайте цветок с лепестками, где в течении определенного времени (н-р недели) будут делаться заметки о хорошем поведении ребенка. Когда наберется достаточное количество этих заметок, ребенок может получить дополнительное поощрение, скажем, в виде небольшой игрушки или поездки куда-нибудь. Это хороший метод контроля над поведением.
  7. Хвалите своего ребенка. Похвала – это передача ему ваших ожиданий. Полезно, чтобы ребенок знал, за что конкретно его похвалили. Лучше будет сказать: «Мне нравится, что ты поделился игрушкой», чем выразится менее понятно «Ты хороший мальчик». Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.
  8. Следите за своим поведением показывайте ему хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение родителей. Если родитель кричит, так же делает ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от родителей, подражает им. Для ребенка дошкольника – родители – самое главное, поэтому он считает, что все что делают родители, это хорошо.
  9. Чаще играйте со своими детьми, т.к. игра укрепит доверительные отношения, позволит взрослым ненавязчиво развивать ребенка, и лучше понять его. Любите своих детей, хвалите его за каждую мелочь, и он ответит вам тем же.

Админ

Телефон: 8 (30239) 3-41-85

E-mail: agi-solnyshko@yandex.ru

Адрес: 687000, Забайкальский край, Агинский район, пгт. Агинское, ул. Бадмажабэ, 17. Написать нам.

Политика конфиденциальности

Наш сайт использует файлы cookies, чтобы улучшить работу и повысить эффективность сайта. Продолжая работу с сайтом, вы соглашаетесь с использованием нами cookies и политикой конфиденциальности.

Принять