Паспорт проекта
1 |
Название сообщества |
«Радость познания»
|
2 |
Тема проекта |
Развитие форм взаимодействия с родителями в образовательно-воспитательном процессе ДОУпутем привлечения их творческого потенциала. |
3 |
Цель проекта |
Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах воспитания и развития детей. |
4 |
Участники программы |
Дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели, руководитель ИЗО – студии, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалисты службы сопровождения. |
5 |
Ожидаемые результаты |
Раскрытие творческого потенциала родителей и детей, установление партнерских отношений между родителями и ДОУ. Повышение уровня компетентности родителей и воспитателей. |
6 6 |
Формы работы |
|
Стратегия проекта:
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, руководитель ИЗО – деятельности, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, специалисты, воспитатели.
Тип проекта : практико- ориентированный.
Актуальность:
В условиях становления системы национальных ценностей особое значение приобретает семья как лучшая естественная среда для воспитания, защиты и развития детей, как важный фактор их социализации и индивидуализации.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья. В связи с этим вЗаконе РФ от 30.12.2012 № 273 “Об образовании” (ст. 44), указано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложитьосновы физического, нравственного и интеллектуального развитияличности ребенка в раннем детском возрасте.
С введением в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), перед дошкольным учреждением встают новые задачи,непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединенияпедагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего,создание особой формы общения между родителями и педагогами,которая обеспечит доверительный, деловой контакт. Это возможно лишьв условиях неформального взаимодействия. Для того, чтобы родителистали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Исходя из вышесказанного, мы решили направить свою деятельность на оптимизацию процесса сотрудничества педагогов и родителей в вопросе воспитанияиразвития дошкольников посредством организации детско – родительского сообщества «Радость познания».
Детско -родительское сообщество – является дополнительным компонентом воспитательного процесса и наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей.
Организация и функционирование такого структурного объединения педагогов, детей и их родителей раскрывает качественно новые возможности, как для семьи, так и для детского сада.
Проблему взаимодействия родителей и детского сада рассматривают в своих работах известные педагоги Н.Ф Виноградова, Л.В. Загик, А.В. Петровский, О.Н. Урбанская, Т.Н. Доронова, Т.В. Кротова и другие.
Члены семей воспитанников детского сада – представители разных профессий, увлечений, интересов. В каждой группе есть родители, которые способны дать содержательное образование для детей, которые могут придать импульс их развитию. Привлечение потенциала семьи формирует сферу общих интересов, придает неординарность общению, обеспечивает поступательное и эффективное развитие совместной деятельности.
Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Основой проекта является создание сети «родительских мастерских» организованное для участников родительского сообщества « Радость познания», представляющих эффективный опыт, участия в совместной деятельности родителей и детей старшего дошкольного возраста.
Темы мероприятий, выбор детско – родительских мастерских формируются из запросов и интересов детей и творческого потенциала их родителей. Отличительной чертой данного проекта является то, что родители сами реализуют проект, разрабатывают взросло – детские проекты исходя из своих творческих возможностей и профессиональных интересов.
Родители являются непосредственными участниками в их организации и проведении.
Проект детско-родительского сообщества «Радость познания» является вариативным, динамичным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий.
Цель проекта: Развитие творческого потенциала участников образовательных отношений дошкольной образовательной организации.
Задачи проекта:
- Выявление интересов родителей и детей старшего дошкольного возраста
- Приобщение родителей к участию в жизни в ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм сотрудничества.
- Создание условий для реализации собственных идей членов сообщества, способствующих развитию творческого потенциала детей, родителей, педагогов
- Повысить педагогическую культуру родителей.
Нормативно-правовая и организационная основа проекта.
- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральные государственные стандарты; дошкольного образования (Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
Локальные акты
- Положение о реализации проекта;
- Приказ о реализации проекта;
- Договор о сотрудничестве с Агинской национальной библиотекой имени Ц. Жамцарано;
- Договор о сотрудничестве с окружным краеведческим музеем;
- Договор о сотрудничестве с музеем природы.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в привлечении творческого потенциала родителей с целью создания «детско – родительских мастерских», которые являются компонентами детско-родительского сообщества «Радость познания». Основным фактом, обеспечивающим эффективность образовательного процесса, является личностная включённость детей и родителей в событийную жизнь. Эту включённость можно обеспечить посредством учета интересов детей и родителей. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом, получать знания и развивать творческий потенциал, чтобы в дальнейшем обеспечить ребенку эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома.
Основными принципами являются:
- принцип практической применяемости педагогических подходов;
- принцип полноты, необходимости и достаточности содержания;
- принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей;
- принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия
с воспитанниками;
- принцип добровольности.
Главными функциями детско-родительского сообщества являются:
- коммуникативная – формирование условий для общения, проведения мероприятий;
- предметно – деятельностная – непосредственное решение задач развития личности;
- социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;
- социально-культурная – формирование собственной социокультурной среды
Специфика детско-родительского сообщества:
- членами сообщества являются лица обоих полов, включающие два-три поколения (дети, родители, бабушки и дедушки);
- по видам деятельности сообщество полифункционально (многообразие видов деятельности определяется интересами участников образовательных отношений и традициями семей);
- существенной характеристикой сообщества является их педагогическая и досуговая направленность, что обеспечивает его практико-ориентированность.
Формы работы:
- Взросло-детские проекты
- Родительские мастерские
- Мастер-классы.
- Экскурсии.
- Акции.
- Создание мини-музеев.
- Конкурсы.
- Выставки.
- Презентации.
Ресурсное обеспечение проекта:
Материально-техническая база:
- Центр бурятской культуры «Юрта».
- Центр «Столярная мастерская».
- Мини-библиотека «У гнома».
- Мини-лаборатория «Почемучка».
- Виртуальный музей «Фабрика мебели».
Кадровые ресурсы:
- Воспитатели.
- Служба сопровождения.
- Старшие воспитатели.
Информационные ресурсы:
- Интернет.
- Виртуальные музеи.
- Методическая литература.
Сроки реализации проекта: 2 года.
Этапы реализации проекта.
1 этап – Подготовительный (январь – май 2014г.)
Этап реализуется в инвариантном блоке(взаимодействие со всем контингентом родителей).
Инвариантный блок– это фундамент дальнейшего дифференцированного психолого-педагогического просвещения и сопровождения родителей. В процессе взаимодействия необходимо помочь родителям овладеть системой педагогических знаний (постановка целей, задач, разработка проектов, тематики «детско – родительских мастерских»), обогатить палитру содержательного взаимодействия с ребенком для его разностороннего развития; приобрести умение применять педагогические знания в практике взаимодействия с детьми.
Задачи:
- создать условия для организации сообщества;
- разработать нормативно-правовую базу;
- изучение особенностей, потребностей семей и детей;
- выявить творческий потенциал среди родителей для дальнейшего
взаимодействия и создание «детско – родительских мастерских».
Содержание:
- взаимодействие с родителями на основе личностно – ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов детей, путем организации единого образовательного пространства ДОУ и семьи;
- изучение семейных традиций, хобби, интересов;
- взаимодействие с родителями через «Академию для родителей» на
сайте ДОУ;
- определение групп родителей для участия в проекте «Радость познания».
Формы и методы:
Наблюдение, анкетирование, беседы, изучение предложений родителей, обмен опытом, наглядно-информационные, познавательные.
2 этап – Основной (июнь 2014 – август 2015 гг.)
На основе полученных в результате изучения семей данных, формируетсявариативный блок, подразумевающий работу с дифференцированными группами родителей. Содержание, формы и методы отбираются в зависимости от выявленных особенностей, потребностей и родительских ресурсов. Основой организации любой формы взаимодействия является принцип добровольности.
Задачи:
- объединение усилий ДОО и семьи в вопросах воспитания и развития дошкольников;
- повышение педагогической культуры родителей через организацию различных форм взаимодействия;
- пропаганда опыта семейного воспитания;
- укрепление детско-родительских отношений;
- предоставление родителям возможность реализовывать свой потенциал в проектной деятельности;
- популяризация деятельности ДОО в образовательном пространстве поселка и района.
3 этап – Контрольно-результативный (сентябрь-декабрь 2015 г.)
Заинтересованность и вовлечение родительского сообщества ДОО в реализацию проекта детско-родительского сообщества «Радость познания», деятельность «детско – родительских мастерских»; оценка эффективности проделанной работы. Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.
Показателями эффективности работы детско-родительского сообщества также являются:
- повышение посещаемости мероприятий;
- более высокая активность родителей в образовательном процессе;
- увеличение количества индивидуальных консультаций педагогов и
других специалистов;изменение характера запросов при консультировании;
- удовлетворенность участников образовательных отношений дошкольной образовательной организации.
Тематическое планирование
Предполагаемые темы занятий |
Содержание работы |
Ответственный |
Сроки |
Удивительный мир камней |
|
Шойдоров Цырен Балданович (коллекционер камней) |
сентябрь |
Все работы хороши, выбирай на вкус! |
( беседа о профессии фермера, наблюдение за животными и работой фермера, совместный труд- подкормка животных).
|
Морохонов Артур Пунцыкдоржи- Евич (фермер) |
октябрь |
В гостях у Карлсона |
|
Цыденова Елена Владимировна (кондитер) |
ноябрь |
В мире Самоделкина |
|
Бороев Зоригто Ринчиндоржиевич (столяр) |
декабрь |
Книга-источник знаний |
|
Эрдынеева Баирма Батожаргаловна (библиотекарь) |
январь |
Королева Музыка |
Детского ансабля «Залуу наhаан»
|
Токарева Елена Евгеньевна ( музыкант) |
февраль |
Город цветов |
|
Ендонова Арюна Ламожаповна (хобби- цветоводство) |
март |
Шагай- лодыжки |
|
Жамбуев Болот Жамьянович. (победитель соревнований «Шагай Наадан») |
апрель |
Жить здорово! |
|
Цыдыпова Цыпылма Цырендашиевна (врач-педиатр) |
май |
Механизмы реализации проекта:
- Руководящую роль в организации проекта играют участники творческой группы.
- Осуществление проекта планируется в тесном взаимодействии с педагогами, родителями и детьми детского сада.
- Разработка методических материалов по теме проекта.
Механизмы финансирования проекта:
- спонсорская помощь;
- добровольные родительские пожертвования.
№ п/п |
Наименование расходов |
Сумма |
Виды расходов |
1 |
Информационное обеспечение |
3 000 |
Приобретение методической литературы, пособий |
2 |
Материально-техническое обеспечение |
3000
1000
1000
4000 |
-Приобретение канцелярских товаров -Для реализации проекта «Сладкоежка» -Материалы для оформления продуктивной деятельности детей -ГЗМ – для проведения экскурсий, выстовок. |
3 |
Итого |
12000 |
Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта.
Ожидаемые результаты |
Ожидаемые эффекты |
Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе проектной деятельности при взаимодействии с родителями |
У 90% педагогов изменится отношение к решению педагогической задачи: Развитие интеллектуально-личностных способностей детей через вовлечение их в проектную и исследовательскую деятельность; 90% педагогов изучат технологию педагогического проектирования и метод проектов в работе с дошкольниками для развития их интеллектуально-личностных способностей и осознают важность развития у воспитанников интегративных качеств личности |
Активное вовлечение детей в самостоятельную деятельность при реализации проекта |
Возможность свободного доступа в центры развития |
Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательных отношений
|
Дети вовлекают в проект родителей, общаются между собой и воспитателем, а при проектировании общаются между собой все участники образовательного пространства ДОУ |
Создание продуктов, которые можно предъявить социуму |
Возрастёт уровень продуктов, созданных в ходе проектной и деятельности, что способствует более успешному позиционированию МДОУ |
Реализация научных принципов построения основной общеобразовательной программы |
Развитие детской инициативы, которая является итоговым результатом освоения детьми образовательной программы |
Создание детско – взрослого сообщества |
Увеличение интенсивности контактов, инициативность родителей |
Вовлечение родителей в образовательную деятельность детского сада |
Изменение активности членов семьи в педагогическом процессе |
Ожидаемые риски проекта:
- инертность родителей участию в деятельности сообщества;
- невысокий уровень родительской мотивациик полноценному
сотрудничеству;
- разная степень инициативы при сотрудничестве с ДОО.
Предупреждение рисков:
- Организация в методическом центре МДОУ «Школы дошкольных наук» по просвещению и сопровождению родителей в процессе взаимодействия.
- Распределение сфер ответственности в сотрудничестве с родителями между педагогами, воспитателями, старшим воспитателем, заведующей.
- Оперативный обмен необходимой информацией посредством использования информационно-коммуникативных технологий (сайт ДОО, электронная почта ДОО).
- Высокий уровень подготовленности мероприятий, которые привлекают и заинтересовывают родителей.
- Добровольность участия в работе сообщества.
Перспективы развития проекта:
- совершенствование инновационной деятельности на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
- продолжение работы по повышению педагогической культуры родителей;
- совершенствование модели дошкольной образовательной организации, как открытого социального института через включение возможности социума в деятельность учреждения;
- совершенствование условий для накопленного опыта по взаимодействию
с родителями;
- обобщение материалов опыта работы;
- подготовка и издание методического пособия по реализации проекта.
Практическая значимость проекта: Заключается в том, что основные результаты проекта могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования, при разработки образовательных программ по улучшению взаимодействия семьи и детского сада. При реализации проектов, решающих проблему других направлений образовательной деятельности.
Список литературы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании в российской Федерации» от 30 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
- Федеральные государственные стандарты; дошкольного образования (Приказ Министерства образования инауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Родительские собрания в ДОУ». М., 2009г.
- Монина Г.Б., Лютова Е.К. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми». С-П., 2006г.
- Горшенинник В.В., Самошкина И.В..Черкасова Н.П. Система работы в детском саду по вопросам семейного воспитания./Горшенинник В.В. – М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007г.
- Козлова А.В., Денеулина Р..П. Работа ДОУ с семьей: Диагнгостика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг./А.В Козлова, Р..П. Денеулина- М.:ТЦ Сфера,2004 г.